500 дней лета. Le Coeur du KÖR
500 дней лета - это путевой журнал спонтанного путешествия по Европе студентки Академии Искусств, в данный момент заканчивающей программу бакалавра на факультете теории и истории искусств.
Cтраны и города: Венгия – Будапешт, Австрия – Вена, Зальцбург, Германия – Гамбург, Кельн, Мюнхен, Голландия – Амстердам, Бельгия – Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге, Италия – Верона, Падуя, Милан, Венеция, Хорватия – Пула.
Предыдущие публикации можно прочитать здесь 500 дней лета. VELO+BUDA+PEST и здесь 500 дней лета. VIEN+NA
Основатель группы Talking Heads Дэвид Бирн с 1970 года ездит по Нью-Йорку исключительно на велосипеде, а окна квартиры всегда держит открытыми. Музыкант говорит, что звуки города - главный источник его вдохновения. По той же причине я никогда не слушаю плеер, гуляя по новому городу.
(Исключение разве что можно сделать для iPhone приложения «Вокруг Света», которое может стать персональным экскурсоводом по незнакомым районам, автоматически распознавая и начиная рассказ о достопримечательностях, находящихся в зоне прямой видимости).
Стук копыт о брусчатку, велосипедные звонки или крики детей на незнакомом языке, живая музыка с террас кафе – звуки более чутко и тонко отражают атмосферу города, и мне кажется, что вместо фотографий, как сувенир из путешествия, лучше привозить аудиозаписи.
И у прекрасной возможности поговорить с хозяевами города намного больше шансов реализоваться, если уши не заткнуты наушниками. Так, осматривая на площади современную скульптуру, я познакомилась с коренным венцем, который, как турист, ходил с картой, читал подписи и делал пометки в блокноте.
Потому что когда я говорила, что искусство вместе с вами выходит из музеев на улицы, я не имела в виду аллегорию. В это лето художественные произведения буквально заполонили Вену. И даже местным жителям потребовались карты, чтобы во всем разобраться. Как оказалось, не простые карты, а с обозначенными 45 объектами современных художников, специально установленными по городу в рамках программы организации KÖR.
Ее название – аббревиатура, которая с немецкого переводится как Искусство в Общественном Пространстве. Ежегодные выставки по всему городу - это отобранные жюри работы, которые наилучшим образом воплощают их видение задачи паблик-арта. В этом году главными пунктами официальной миссии значились:
- Содействие городскому искусству, как важному аспекту позиционирования Вены в европейском культурном контексте.
- Поддержка уникального образа Вены в условиях современного изобразительного искусства.
- Распространение концепции уличного искусства не только как украшения города, но как средства решения критических социальных и политических вопросов.
Масштабы имен художников соответствовали масштабам выставки. Показанными на карте оказались объекты Джеймса Тарелла, Генри Мура, Ричарда Дайкона, находившиеся по обоим берегам реки Вены в 4 районах города. Отметив самые близкие сердцу по расстоянию скульптуры, я начала уже осознанный осмотр.
Подтвержая идею современного искусства как места коммуникации, австрийская медиа художница Вали Экспорт создала работу Kubus EXPORT, загородив стеклянными блоками квадратратное пространство под мостом метро, таким образом выделив в городской суете место для свободного творчества, общения и отдыха.
Photos: Wolfgang Schneider
Канадский художник Кен Лум превратил зеркальные стены подземного перехода в пособие по арифметике. Его медиа инсталяций Пи – проекция бесконечного числа на длинные переходы метро.
Объект Дональда Джадда 1996 года для Музея Современного Искусства в пространстве города больше всего напоминал конструкцию советских детских площадок.
Несколько раз проходя по адресу с указанием на объект Олафура Элиассона, я с недоумением смотрела на голые бетонные стены фасада здания штаб-квартиры компании Verbund - крупнейшего в Австрии производителя электроэнергии. Но уже первые минуты летних сумерек открыли задумку художника. Здание обволакивал туман, служивиший проекционным экраном для света ламп инсталляции Желтый Туман. Так игра цвета и света меняла облик ничем не примечательного днем здания и заставляла по-новому воспринять городское пространство.
Работа американца Филипа Джонса, напротив. выигрывает днем. Главная идея Венского Трио состоит в движении теней, которые постоянно меняют облик скульптурной группы с движением солнца.
Концепция работы Ирис Андрашек же сводилась к тени. Созданный ею женский силуэт в университетском дворе символизирует женщин-ученых, которые всегда оставались в тени своих коллег-мужчин.
Надпись на камне: “Из тени выходят те, кто не имеет имен”. Photos:Hertha Hurnaus, Iris Andraschek
Некотрые работы требовали не только правильного времени, но и ракурса для осмотра. Например, инсталляцию австрийских концептуалистов Лоис и Франтишека Вайнберг можно рассмотреть только с высоты. Масштабная работа вдохновлена самой природой - крыша Венской городской Библиотеки с разветвленными линиями должна напоминать деревянную поверхность, проеденную короедом.
Useful tip:
Если вы обошли все бесплатные музеи - бродите по городу с путеводителем в руках, вступайте в разговоры с местными жителями. Вы увидите и узнаете гораздо больше, чем те туристы, которых сопровождают гиды.
Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие – говорил Фрэнсис Бэкон. Чтобы облегчить процесс обучения и не схватить двойку, будучи вегетарианцем, заказав куриное блюдо или уехав не на свою станцию в 12 ночи на последенем поезде метро за границей, не лишним будет заранее скачать разговорник.
To be continued…
Анна Радзевич