500 дней лета. VIEN+NA

500 дней лета - это путевой журнал спонтанного путешествия по Европе студентки Академии Искусств, в данный момент заканчивающей программу бакалавра на факультете теории и истории искусств.


Cтраны и города: Венгия – Будапешт, Австрия – Вена, Зальцбург, Германия – Гамбург, Кельн, Мюнхен, Голландия – Амстердам, Бельгия – Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге, Италия – Верона, Падуя, Милан, Венеция, Хорватия – Пула.

Предыдущую публикацию можно прочитать здесь 500 дней лета. VELO+BUDA+PEST 

 

Место: Квартал Музеев в Вене

О чем говорит город: искусство в общественном пространстве

Ритм жизни: Cassius - I Love You So

Цитата: Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Анатоль Франс 

Есть популярная родительская мудрость - не разговаривать с незнакомыми людьми на улице. Это правило, которое стоит нарушать в путешествии (что же касается советов не тратить все деньги в первый день, не смешивать алкоголь и заранее приезжать на вокзал - их лучше придерживаться).

Как бы то ни было, истратив добрую часть финансов на подарки в Венгрии, попробовав по-немногу знаменитых токайских вин и чуть не опоздав на поезд Будапешт-Вена, я приехала в столицу Австрии с твердым намерением посвятить все свое время здесь музеям.

Museum Quartier – квартал в центре города, который воплощает современный подход к искусству. Искусству, которое создается и существует не в громоздких обездвиженных помещениях музеев, а в живом пространстве коммуникации между людьми, которые работают прямо тут в студиях резиденции, обсуждают проекты в кафе и библиотеках, наблюдают за реакцией зрителей в выставочных залах.

Лето в квартале музеев было озаглавлено как Summer of Fashion, но интересующиеся современным искусством, фотографией, танцем, театром или музыкой нашли бы здесь занятий на целый день. Тем более, что большинство лекций, воркшопов и мастер-классов можно посещать бесплатно.

Я же в преддверии Архитектурной Биеннале в Венеции решила большую часть времени провести в музее Архитектуры Az W.

Мой вам совет: даже не пытайтесь удовлетворить желание «посмотреть все». Это я хорошо запомнила вместе с выражением лица смотрительницы Эрмитажа, которая отвечала на вопрос молодой, неопытной первокурсницы о том, сколько времени потребуется, чтобы осмотреть всю коллекцию. Оказалось, что если задерживаться возле каждого экспоната не более 30 секунд, понадобится 9 лет.

И если 9 лет в Эрмитаже для большинства людей покажется пожизненным заключением, то 9 лет в Музейном Квартале - это пожизенное заключение с бесплатным Интернетом в камере, которое сделает ваше пребывание там легким и приятным.

Интернет в зале музея Az W действительно был вместе с сенсорными планшетами, объясняющими детали проектов, которые нельзя было показать на макетах, сделанных вручную. Поперечные разрезы зданий, далеко уходящих под землю, видео повседневной жизни домов и его обитателей, интервью с создателями.

Августовская выставка в Az W была не просто экспозицией, а полем битвы номинантов на получение Премии Мис ван дер Роe, а затем показом шести работ-победителей в разных номинациях. 

Главное требование для участия - полная завершенность проекта, а основной критерий оценки - инновационность, в сфере концепта или технологии. Главным победителем, получившим 60 тысяч евро, стал проект реконструкции Нового Музея в Берлине, принадлежащий, кстати сказать, куратору Венецианской Биеннале 2012 - английскому архитектору Девиду Чипперфильду.

Изначально пространство Нового музея было разработано немецким архитектором Фридрихом Августом Штулером и построено между 1841 и 1859 годами. Масштабные бомбардировки Второй мировой войны превратили здание в руины. Полстолетия спустя, в 1997 году, бюро David Chipperfield Architects выиграло международный конкурс по восстановлению музея. Основной целью проекта было восстановить первоначальное пространство музея, воссоздать его разрушенные части. Реставрация велась с соблюдением правил Венецианской Хартии – привнесенные элементы выполнялись из подчеркнуто новых материалов, не имитируя оригинальные. Так новая парадная лестница стала бетонной, а Северо-восточное крыло и Греческий двор заново построены из блоков вторсырья.

В 2009 году Новый Музей возобновил работу показом знаменитого скульптурного портрета Нефертити.

В номинации Special mention победителем стал проект испанского архитектурного бюро Bosch Capdeferro Arquitectures. Вдохновленные коллажами Жоржа Брака и Пабло Пикассо, архитекторы перенесли этот принцип работы в сферу архитектуры.

Основная идея Casa Collage заключалась в соединении целого квартала заброшенных домов Старой Жироны в единый жилой и офисный блок. Как шитье пэчворк, здание складывалось из глиняных кирпичей, изразцового кафеля прошлых веков с помощью высокотехнологических современных материалов.

Продолжая принцип, использованный Чепперфилдом в реконструкции музея в Берлине, испанцы создают новый каталанский дом, уважая традицию старины, и мастерски отделяют новую работу – свое вмешательство, от существовавших веками частей здания.

И этот прием странным образом не разделяет старое и новое, но создает гармоничное целое в его историческом развитии.

Чистое восприятие каждого проекта в отдельности, мне показалось, требует как хороший эспрессо, перемежевывать глотки кофе с холодной водой, чтобы чувствовать насыщенный вкус каждый раз, как первый.

Эти мысли натолкнули меня на идею посетить музейное кафе.

Если посещая Эрмитаж, настраиваешься на восприятие ars и после 2-3 часов, признаемся с некоторым облегчением, возвращаешься в повседневность, то в Вене искусство переходит из выставочного зала в кафе и на улицу вместе с тобой.

Дизайн кафе Çorbacı разрабатывал французский архитектурный тандем Lacaton & Vassal. Вдохновленные восточной традицией послеобеденного кофепития, дизайнеры хотели оживить уже существующее строгое пространство музея и придать ему атмосферу турецкой кофейни «в которой приятно сидеть и вести длительные беседы».

В воплощении этой идеи французским архитекторам помог турецкий художник Asiye Kolbai-Kafalier, расписавший 6-метровые своды кафе восточными узорами.

Не знаю как насчет похлебки, ведь слово Çorbacı на турецком буквально означает «раздатчик похлёбки», но кофе по-венски под турецкими сводами подают на серебряных подносах.


 

Анна Радзевич