70-е: как это было

Сегодня в Национальном художественном музее открывается выставка, посвященная изобразительному искусству 70-х годов. Впервые на время, практически полностью ушедшее в андеграунд, можно посмотреть так широко: представлено более 120 работ, среди которых картины Владислава Мамсикова, Петра Беленкова, Олега Соколова и многих других.

Куратор проекта, Евгений Березницкий, рассказал ART UKRAINE о феномене одного из наименее изученных периодов украинского искусства, общем настроении семидесятников и о том, почему выставка будет интересна широкому зрителю.

Евгений Березницкий

 

Алена Костенко Есть мнение, что разграничение периода 60-х и 70-х является несколько искусственным, ведь живопись 70-х идет в тесной связке с предыдущим десятилетием.

Евгений Березницкий Я бы с этим не согласился. Понятное дело, в истории все взаимосвязано и работает принцип хронологии. Но феномены следует рассматривать отдельно. Для художников 60-х характерна ярко выраженная общественная позиция, активное идеологическое противостояние. Но в силу того, что их вера в возможность изменений потерпела крах, в 70-е появляется иной тип гражданского сознания. Это своеобразная реакция - способ сосуществования в рамках идеологического прессинга. Художники обращаются к поискам новых методов творческой реализации, и избирают предметом исследования внутренний мир человека. Политические мотивы в темах их произведений больше не играют важной роли.

Игорь Григорьев. Строительство. 1973-1976

 

- Выставка имеет ностальгический характер?

- Вряд ли, скорее созерцательный. У нас был исторический подход к анализу этого периода – мы стремились максимально изучить 70-е, при этом, не давая категоричных оценок.

Сегодня мы живем в совершенно другой системе взаимоотношений «государство – личность». Имея свободу слова и прочие права, мы не можем оценочно судить о том, что происходило в условиях той реальности. Так что «Тихий протест» не восхваляет и не осуждает, а показывает, как это было. Чтобы зритель мог сложить свое мнение, увидев предысторию этого течения и ознакомившись с темами, которые волновали художников.

Петр Беленок

 

- В экспозиции выставки преобладают музейные экспонаты, или объекты частных коллекций?

- У нас есть и то, и другое. Музейные экспонаты, присутствующие на выставке, необычайно ценны, так как они предельно точно раскрывают характер эпохи. Но, к сожалению, музейное собрание этого периода очень невелико. Видимо, потому, что Музей только в 1972 году открылся после серьезной реконструкции, и ушло время на формирование стратегии приобретений работ в коллекцию. Нам пришлось привлекать коллекционеров, и большая часть картин на «Тихом протесте» принадлежит им.

Валентин Реунов. Натюрморт с вазой

 

- Что, кроме временного периода, объединяет художников, которые представлены на выставке?

- Если увидите экспозицию, то сразу почувствуете, что они из одной эпохи – их объединяет общее видение – лирическое созерцание.

 

- Кто-то из художников с вами сотрудничал?

- Некоторые сотрудничали, например, Владислав Мамсиков. Пример его творческой судьбы – это иллюстрация «семидесятнического» отношения к жизни. Его творчество трансформировалось по мере адаптации к сменам в общественно-политической ситуации, но он сумел сохранить дух поколения и пронести его идеологию сквозь годы. Развал Союза, жизнь в США, возвращение – все это не разрушило его творческую позицию. На выставке можно будет увидеть, как он реализовал ее в своих поздних работах.

 

Владислав Мамсиков. Велотрек


- В основном художники этой эпохи так и остались «внутренними эмигрантами», или же со временем перешли в настоящую эмиграцию?

- Некоторые из них к концу 80-х - началу 90-х действительно уехали, но нельзя сказать, что это было массовым явлением. И не будем забывать, что некоторые ушли из жизни еще до распада СССР.

Юрий Зорко. Рабочая спецовка

Зоя Лерман. Оксана (Руководитель художественной самодеятельности с.Рокита). 1971

 

- Как вы думаете, насколько сильным будет отклик людей на «Тихий протест»?

- Мы играем на стороне музея, и стремились сделать так, чтобы люди, не связанные с искусством, тоже заинтересовались этим мероприятием.

Искусство требует широкого обмена мнениями, именно поэтому мы хотим, чтобы о выставке написали не только специализированные журналы и пришли не только представители творческого сообщества. Мы хотим, чтобы она нашла своего зрителя среди обычных людей. Поэтому мы и сделали акцент на времени, ведь оно близко каждому. Эта выставка будет интересна не только тем, кто был связан с искусством в 70-е, но и всем остальным.

 

 

Алена Костенко