8 Марта - отличный повод поднять "женский вопрос" и отметить самых значимых женщин в современном искусстве
К международному женскому дню веб-ресурс http://www.guardian.co.uk опубликовал топ-100 самых значимых женщин современности. Нас, конечно, больше всего заинтересовала та часть списка, в которой значатся имена представительниц арт-среды. Их оказалось немного, но, безусловно, все они заслуживают внимания:
Марина Абрамович – югославская художница, работающая в жанре перформанса. В своих работах она постоянно испытывает пределы связи между перформансистом и зрителем. Главными темами её работ являются интимность, саморазоблачение и риск. Первая ретроспективная выставка Марины Абрамович состоялась в 2010 году в МоМА (Нью-Йорк). Во время этой выставки Мариной Абрамович был сделан новый перформанс — «Художник присутствует» (The Artist is Present). Идея перформанса заключалась в том, чтобы Марина могла обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перформанс длился 716 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Марина Абрамович (автопортрет)
Тасита Дин – современная британская художница, проживающая ныне в Берлине. Известная своими видеоработами, снятыми на 16-миллиметровую плёнку, Тасита станет ещё более известной в октябре этого года, когда откроется выставка её работ в британской галерее TATE. Её фильмы часто продолжительны, камера при этом малоподвижна, что создает созерцательную атмосферу. По своим формальным качествам фильмы Таситы Дин напоминают живопись. Её работы исследуют связи между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом. Она фиксирует не только объективный мир, но также мир субъективный, а также следы сложного взаимодействия между ними. Изображения различных мест сопровождаются дислокацией в пространстве и времени — реальные ландшафты пересекаются с внутренними психологическими ландшафтами, определяемыми желаниями и одержимостью. В 1998 году была номинирована на ведущую британскую премию в области современного искусства – приз Тёрнера.
Тасита Дин. Фото: Витторио Цунионо Селотто
Заха Хадид – живая легенда современной архитектуры, одна из самых востребованых в мире архитекторов, студия которой не переставая получает заказы со всего мира. В её поректах нет ничего каноничного, она всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью — усиления внутреннего движения и деформации — Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Кроме работы с крупными формами, Заха Хадид создаёт инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. В прошлом году она стала победительницей премии Стирлинга за проект музея MAXXI, открывшегося в Риме.
Заха Хадид. Фото: Дан Чунг
Паула Рего – британская художница португальского происхождения, которая сыграла значительную роль в вопросе места женщины в художественном процессе, поскольку становление её как художника происходило в то время, когда основными функциями женщины было «пойти в постель с» или «стать хорошей женой». На премию Тёрнера Паула была номинирована ещё в 1989 году. Творчество художницы отображает женский опыт в полной мере: желание, страдание, изнасилование, рождение ребёнка, семейные отношения. Одна из героинь работ Рего – Жермен Грир – отметила, что ни одной художнице не удалось так передать фантасмагорию, которая является женской реальностью. Паула Рего была участницей «Лондонской группы», выставлялась с такими художниками как Дэвид Хокни и Р.Б. Китай. Рего со временем выработала собственный узнаваемый стиль, во многом иллюстративный, даже немного карикатурный, родственный Люсьену Фрейду, но с сильным оттенком влияния книг Беатрис Поттер и страшных сказочных историй.
Паула Рего. Фото: Имон Маккейб
Синди Шерман – американская художница и фотограф, известная своими автопортретами, в которых исследует темы самоидентификации, стереотипов и гендера. Интересно, что Музей современного искусства Нью-Йорка (МоМА) стал одним из первых коллекционеров работ Синди Шерман. В 1995 году музей заплатил один миллион долларов за самую известную серию – «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»), состоящую из 69-ти чёрно-белых фотографий, на которых моделью выступает сама художница, воплощаясь в типажные, интуитивно узнаваемые образы.
Синди Шерман. Из серии "Кадры из фильма без названия", 1977
Рейчел Уайтред – представитель течения Молодых британских художников, скульптор. Несмотря на то, что из всех представителей Молодых британских художников, она была самой «тихой» и вокруг неё было не так много шума, Рейчел успела получить премию Тёрнера (1993) и медаль Венецианской биеннале (1997). Основной мотив скульптур Уайтред, в которых отсутствует изображение человека и чего бы то ни было живого, – замкнутое и необитаемое пространство. Такова одна из наиболее известных ее работ – памятник жертвам Холокоста на Еврейской площади в Вене (2000). Ее искусство действует на многих уровнях: оно фиксирует и придает материальность незнакомым пространствам знакомой жизни (ванна, раковина, матрас или кресло), превращая домашнее в публичное, запечатлевает повседневные объекты в отсутствие человека. Ее практика формально связана с минимализмом, интеллектуально – с концептуальным искусством, показывая безличные, строгие и серийные объекты, преобразованные и персонализированные посредством использования. Работы Уайтред напоминают посмертные маски, вызывающие чувство потери и личной памяти.
Рейчел Уайтред. Фото: Грэм Робертсон
Ася Баздырева