«Аисты» Виктора Покиданца
Говорят, что когда Ренуара спросили, что в картине главное – «как» или «что», он ответил – главное, КТО! Это в полной мере можно отнести к проходящей в галерее «Карась» на Андреевском (Андреевский спуск 22-а) выставке Виктора Покиданца «Аисты».
Ни в теме, ни в манере исполнения (то есть эти самые «как» и «что») нет, казалось бы, ничего особенного: летящие аисты, панорамные пейзажи, с точки зрения этих аистов, забор... Но пронзительная красота этих работ потрясает и не поддается объяснению! Это уже нельзя объяснить одним только давно признанным мастерством, даже виртуозностью автора.
Здесь произошло то, о чем говорил Иосиф Бродский в Нобелевской лекции, рассуждая о поэзии: не язык - орудие Поэта, а Поэт - орудие («средство существования») языка. И понятно, что Бродский называл поэтом не всякого, кто зарифмовал пару строчек. Другими словами, художник - это орудие, чрез которое живой организм искусства, в случае Виктора Покиданца - живопись, себя воплощает.
Она сама избирает себе подданных.
Аисты
Избирает для того, чтобы излиться на холст, крылом аиста, небом, полем, или просто забором. Но этот забор сколочен не из досок, а из живописной материи в ее чистом виде. Если остальные работы сохраняют более или менее традиционную форму - выверенная композиция, холст, подрамник, - то забор нарушает все мыслимые правила, но тем не менее существует как феномен живописи. Кажется, что ей просто надоело подчиняться привычным нормам, и она выбрала Виктора Покиданца, чтоб явиться нам без одежд и украшений, а самой своей сутью…
Этим выставка восходит к качеству поэзии, качеству, в общем живописи имманентно присущему, но в бурные годы постмодернизма почти что ею утраченному. Сама экспозиция из 10 работ воспринимается как самостоятельное законченное произведение. Картины, как поэтические строки, складываются в стихотворение, стихотворение, которое можно увидеть, но нельзя рассказать...
Забор
Забор (фрагмент)
Чтобы стать таким «проводником» искусства, требуется не только абсолютное мастерство, но и мужество. Потому что «на этих скоростях песчинка обретает силу пули...» (В. Высоцкий)
А обратной дороги нет...
Вера Вайсберг, Гамбург
Выставка проходит с 20 апреля по 11 мая 2011