Акиле Бонито Олива: "Я представитель последнего поколения тотальной критики"

Знаменитый критик и куратор, автор термина "трансавангард", оказавшего влияние на целое поколение отечественных художников, второй раз побывал в Киеве с лекциями в рамках открытия в арт-центре М17 масштабной выставки произведений итальянского трансавангарда из коллекции итальянского Музея современного искусства Тренто и Роверето.


Прошлый приезд Оливы в Киев давно стал легендой - тогда, в далеком 1996-м году поколение Новой волны встречало своего "гуру" весело и задорно - по художественному сообществу до сих пор гуляют фотографии с бурных вечеринок по случаю киевских лекций итальянского метра. Второй приезд Оливы в Киев оказался куда более чинным - ведь знаменитый куратор уже вовсе не так молод и горяч (в этом году ему исполняется 72 года). На родине Олива давно стал "притчей во языцех" - это не удивительно, ведь он не только поддержал целое поколение итальянских художников-трансавангардистов, среди которых такие имена как Сандро Киа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Никола де Мариа, а также Миммо Паладино, но и стал диреткором 45-й Венецианской Биеннале и десятков других знаковых выставок современного искусства, написал ряд книг, среди которых вышедшее на русском языке исследование "Искусство на исходе второго тысячелетия", а также целая серия эссе о маньеризме.

Акиле Бонито Олива - блестящий лектор - сказывается опыт многолетнего преподавания в итальянских университетах. Лекции Оливы, особенно в зените его славы, зачастую перерастали в перформансы - так знаменитым является случай, когда одно из своих выступлений перед публикой знаменитый маэстро провел ... полностью обнаженным... В других случаях он комбинировал свои выступления с видеорядом, который проецировался непосредственно на него самого - так лектор оказывался внутри знаменитого дюшановского писсуара и пр.

Для украинского искусства последних десятилетий Акиле Бонито Олива был, скорее, мифологической фигурой, героем, о котором много говорили, но которого, к сожалению, почти не знали лично. Точно такой же полумифологемой был для нас и итальянский трансавангард. Сгегодня, в этоху GOOGLE это кажется немыслимым, но украинский трансаванград, подобно русскому футуризму вырос из очень приблизительного представления о течении-оригинале и на основе отрывочных пересказов развился в самостоятельное направление, мало соотносимое со своим прообразом. Точно также Олива почти ничего не знал об украинском трансавангарде - он даже не включил его в начале 90-х в свое исследование "Трансавангард international", где исследовал различные национальные ответвления искусства трансавангарда. Как признался куратор, не особо успел он пополнить свои знания об украинском трансавангарде и в ходе легендарного визита в Киев в 1996-м - вечеринки вечеринками, а на обстоятельное знакомство с местным контекстом отведенных на визит 3-х дней оказалось слишком мало.

В 2011-м Акиле Бонито Олива приехал в Киев уже не просто как гость и лектор, а как будущий сокуратор украинского павильона на Венецианской биеннале. Сведется ли его функция в проекте Оксаны Мась к роли "свадебного генерала" или же один из столпов мирового кураторства всерьез займется своей подопечной - покажет выставка в Венеции, которая откроется уже в первых числах июня, а пока, пользуясь выпавшей удачей, главный редактор  ART UKRAINE пообщалась с легендой мирового искусства.

- Как вы оцениваете сегодня наследие трансавангарда и актуальность, тем, заявленных несколько десятилетий назад?

- Я думаю, сегодня мы перешли уже ко второй фазе трансавангарда. Это то, что я называю «холодным» трансавангардом. До этого был «горячий» трансавангард, который использует искусство рук живописца, цвет, но где-то к концу 20-го века  под влиянием постмодерна и присущих этому периоду концептуальных особенностей, таких как: переделка, деструктуризация, контаминация, сборка, конверсия, перемещение, дислокация и пр. произошел переход в новую фазу. Основные философские принципы трансавангарда в современном искусстве сохраняются, но нынешние художники мыслят масштабом проектов, активнее задействуют разум, память, и значительно реже просто импровизируют. Это все довольно далеко от исторической авангардной идеи, т.к. то был  абсолютный проект, утопический. А современный этап развития искусства - это, если можно так выразиться, дистопический проект, он по своей сути противостоит утопии. Утопия в буквальном переводе с греческого, означает "то, что не имеет места", т.е. авангард был попыткой бегства в какой-то другой мир, для которого осуществлялись все эти безумные проекты... В то же время дистопия как метод, противостоящий утопии, это уже не бегство, а накладывание, нахождение в мире и в то же время над миром и действительностью. 

- Правильно ли я понимаю, что вы сейчас говорите о трансавангарде как о новом авангарде?

- «Горячий» трансавангард сам по себе - это и есть новый авангард, просто он уже не следует эволюционным принципам. Это идеология лингвистического дарвинизма образных средств, то есть совмещение и авангарда, и традиции.

- А как это связано с пресловутым "закатом постмодернизма", как бы вы охарктеризовали нынешний этап развития искусства и общества в целом?

- Мы все еще живем в эпоху постмодернизма, это абсолютно точно. Я не хочу говорить о будущем, выдвигать какие-то гипотезы. Я занимаюсь проектированием прошлого.

- Сегодня много говорят о том, что после постмодернизма должен прийти некий "новый авангард", говорят, что этот авангард может быть совсем не таким, как мы его представляем, исламским, например. Как вы оцениваете перспективы такого развития событий?

- Не может быть какого-то исламского искусства, потому что система искусства давно стала глобальной, в ней представлены и исламские художники, и американские, и китайские... Почему выделять именно ислам?

- Ну есть же, например, радикальные исламские страны, в которых современного искусства в нашем понимании не существует, оно там попросту невозможно…

- Естественно, а почему должно оно там существовать? Каждая страна выражает свою историю с помощью изобразительных средств. Слово искусство само по себе связано с западной культурой, греки называли его "текне", то есть это техника как особый язык. Те же первобытные племена, например, о которых говорили Пикассо, кубисты и пр., они делали какие-то тотемы и не знали, что это скульптурой называется, поэтому сама концепция искусства, она западная, это связано с осознанием искусственности языка, образных средств. И сегодня в системе искусства этот концепт был принят и в арабских странах, и в Китае, и в Индии и так далее.

- Украина, в отличие от каких-нибудь далеких племен, она обладает богатой культурной традицией, и довольно конкурентоспособным современным искусством, но при этом в систему глобального искусства, о котором мы только что говорили, она практически не включена. С чем это может быть связано и что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы выйти из этого тупика?

- Ну, у Украины за плечами - история авангарда начала ХХ ст., героическая, невероятная, мирового уровня, так что, это страна очень плодородная в культурном отношении, и перспективная для развития современного искусства.

- И как же все-таки преодолеть невключенность в глобальный контекст?

- Очевидно, система украинского искусства для этого должна вырасти, то есть должно появиться больше коллекционеров, выставок и музеев современного искусства, аукционов, СМИ и пр...

- Но это все у нас уже есть…

- Да, но еще оно должно созреть.

 

- В ходе вашего нынешнего визита много говорилось о вашем овеянном легендами и притчами приезде в в Украину в 1996 году. Удалось ли вам тогда что-то посмотреть из искусства украинских трансавангардистов, и имело ли это влияние на ваши последующие исследования трансавангарда?

- Нет, я ничего не видел, я три дня читал лекции, еще был в Софиевском соборе, то есть я в роде как был здесь в качестве паломника. Я очень надеюсь, что в Украине действительно есть интересные художники, то есть я уверен в этом, не может быть такого, чтобы их не было.

 

- Вы один из пионеров европейского кураторства. как изменилась ваша профессия за последнее десятилетие, как вы оцениваете перспективы кураторства вообще?

- Я представитель последнего поколения тотальной критики, я одновременно преподаю в университете, пишу для газеты "Република", пишу очерки, теоретизирую, провожу большие выставки, то есть я олицетворяю поколение критиков, которые не зацикливались на чем-то одном. Ну а сегодня кураторы, в основном занимаются обслуживанием текущего процесса, они стали в какой-то степени бюрократами, своего рода филиппинцами в критике, ее чернорабочими. 

Видео с лекции Акилле Бонито Оливы можно просмотреть здесь http://www.artukraine.com.ua/news/1362.html

 

Алиса Ложкина