Аксиома «Бирючего»: взгляд со стороны
Почти 100 лет назад Гертруда Стайн написала фразу, ставшую, наверное, наиболее цитируемой поэтической строкой ХХ века: «rose is a rose is a rose ...» - роза это роза это роза ... Эта фраза освободила литературу, а потом - благодаря влиянию Гертруды Стайн на современников, - и живопись от гнета метафор. Стайн считала, что само слово вызывает у читателя весь, связанный с понятием, что стоит за этим словом, поток сравнений, метафор, ассоциаций. Было восстановлено доверие и к материалу - слова или полотна, покрытого, например, черной краской в форме квадрата, и к читателю-зрителю, и художника к самому себе. Доверие - вот первое ощущение от экспозиции «Вариации «Бирючий ». Доверие художников друг к другу и к зрителю.
Это тот общий знаменатель, который позволил создать единую и целостную экспозицию из якобы несовместимых работ несочетаемых авторов. При всей несхожести языка, стиля, техники, работы объединяет какая аксиоматичнисть: объект является тем, что он есть, и нет нужды в объяснении через что-то другое. Мир не нуждается в оправдании своего существования. Он есть.
Счетчик на стене, море, женщина ... Стайн говорила: «Я не дурочка, я понимаю, что в жизни люди не ходят туда-сюда, повторяя:« А это А это А...». Однако я думаю, что в этой строке роза впервые за 100 лет английской поэзии - красная ». Художники, которые приезжают на симпозиум, также не дураки. Симпозиум, зависший в пространстве - между морем и сушей, и во времени - между летом и осенью, вырывает их из привычной реальности и дает возможность чистого экзистенциального переживания. И они эту возможность с радостью используют. В зависимости от типа личности, рождаются абсурдистские ассамбляжи С. Браткова, М. Ониска, созерцательный псевдореализм М. Мамсикова, и (так хочется сказать: «Трава - это трава, это трава») И. Исупова. А триптих В. Покиданца «Валера. Мишка. Санек» доводит эту аксиоматичнисть до логического завершения.
Море и остров приносят себя в дар и не требуют ничего взамен. Но поскольку художники - существа благодарные, они возвращают этот дар сторицей - и не только на острове, но и круглый год спустя...
Точно так же предлагают себя зрителю созданные там произведения - не поучая, не навязывая своей позиции. Этим выставлены работы более близкие к типичному для западной Европы способу общения между художником и зрителем - диалог зритель-картина происходит там в определенных пределах. С одной стороны, произведения там более интровертны, чем в Украине, с другой - сам западный зритель не страдает манией обязательно понять, или что еще хуже, пересказать словами, что хотел сказать автор данным произведением. Западный зритель старается, скорее, уловить состояние, генерируемый художественным произведением, нежели расшифровать его.
Странная находка, почти чудо, - два блока работ, выставленных не в ряд, а по принципу Patchwork (пэчворк - картинка из лоскутков разной ткани): не «соло», а «хором». Совершенно разные работы не только не спорят, а поддерживают друг друга, вступают друг с другом в диалог. Возникает не какофония, а музыка. Уже вися в экспозиции, работы продолжают общаться и влиять друг на друга, продолжая живое общение их авторов.
Совершенно очевидно, что художники и галеристы, которые создали проект, заполнили острый дефицит, накопившийся в т.н. сontemporary art, - дефицит непосредственного переживания. Надоедливая игра со смыслами, опосредованными понятиями, рефлексия на рефлексию утомили уже не только зрителя, но и художника. Не случайно проект привлекает к себе художников из разных стран, возвращая им на 10 дней целостный образ мира, мира, не требующего доказательств.
Работа И.Исупова
Работа С.Браткова
Работа Г. Вышеславского
Вера Вайсберг, Гамбург
С 7 по 24 апреля в Институте проблем современного искусства (Киев, ул. Щорса, 18-Д) проходила мультимедийная выставка «Вариации «Бирючий». Международный симпозиум современного искусства «Бирючий» подводил итоги своей пятилетней деятельности.
Организаторы симпозиума - «Союз исследователей современного искусства»: куратор Владимир Гулич, комиссар Геннадий Козуб, коллекционер Олег Красносельский.
В экспозиции были представлены живопись, видео, графика, объекты, инсталляции.
На открытие пришли Сергей Братков, Илья Исупов, Виктор Покиданец, Алексей Маркитан, Игорь Гусев, Максим Мамсиков, Александр Ройтбурд, Александр Животков, Николай Маценко, Павел Гудимов («Я Галерея»), Татьяна Савченко («Триптих»), Алексей Титаренко ( М17), культуролог Олеся Авраменко, искусствоведы Глеб Вышеславский и Михаил Рашковецкий, арт-критик Наталья Филоненко, фотограф и художник Антон Соломуха, телеведущая Василиса Фролова, писательница и ньюсмейкер Ирэна Карпа, модельер Андре Тан и многие другие.
Симпозиум «Бирючий», как и раньше, пройдет в начале осени (7-17 сентября).