Алекс Харсли и «Фотогалерея 4-й Улицы»

Во время своего первого визита в Нью-Йорк еще в 2005 году, заблудившись, я случайно зашла в галерею на 4-й улице и Бауери Авеню. Мое внимание привлекли вывешенные в витрине черно-белые фотографии большого формата. Я неуверенно мялась на пороге, пытаясь разглядеть экспозицию внутри, когда внезапно меня пригласили войти. Kроме фотографий, которые крепились к рыболовной леске обычными бельевыми прищепками, пространство было заполнено разнообразными историческими артефактами: разных размеров увеличителями, видеопроекторами, полками с журналами изобразительного искусства и различными фотокамерами.

После открытия Ishigaki. 1973

Человек, который открыл мне дверь, представился художником и директором  галереи, Алексом Харсли. Время нашей первой встречи протекло незаметно – Алекс оказался очень интересным собеседником и интригующей неординарной личностью. Я поняла, что еще не раз вернусь сюда за советом и вдохновением.

Ранний автопортрет

Со временем я узнала, что «Фотогалерея 4-й Улицы» является творческим прибежищем для множества подобных посетителей. История ее существования, также как и история самого Алекса Харсли, всегда производила культурный резонанс для Нью-Йорка и отображала эволюцию фотоискусства в городе. Действительно, небольшая галерея на Бауери стала колыбелью для молодых начинающих талантов, многие из которых впоследствии стали всемирно известными фотографами, художниками, режиссерами, писателями и другими деятелями культуры.

Акира Исигаки и Синтия МакАдамс 

Алекс Харсли начал свои творческие поиски в 14-летнем возрасте, когда он переехал в Нью-Йорк из Южной Каролины. Свою первую камеру Simca он приобрел в 1957 году во время прогулки в парке Вашингтон за 15 долларов. Фотография стала для него не только способом творческого самовыражения, но и большим испытанием. Алекс начал заниматься фотожурналистикой, пытаясь отобразить социально-экономические проблемы жизни в Нью-Йорке; также он увлекался художественной и экспериментальной фотографией. В это время он познакомился со многими художниками и фотографами. Среди них Ллойд Варден, эксперт мирового масштаба в сфере фотографии, встреча с которым значительно повлияла на творчество Алекса и переросла в дружбу.

Роберт Франк и команда редакторов для его книги "Линии моей руки". 1973

 После нескольких лет работы фотографом в различных местных газетах Алекс решил полностью посвятить себя творческой деятельности. Он почувствовал необходимость не только фотографировать, но и демонстрировать свои работы для широкого круга зрителей. Не имея возможности попасть в выставочные залы, он выставлял свои работы на улицах, развешивая их на заборах, прибивая гвоздями к скамейкам. В то же время он начал задумываться о создании сообщества фотографов-единомышленников.

Алекс Харсли. Фото: Мария Фроляк

В 1971 году Алекс Харсли основал некоммерческую организацию под названием «The Minority Photographers» (minority в пер. с англ. меньшинство), целью работы которой была поддержка и поощрение творческого потенциала фотографов. В названии организации отразилось стремление привлечь людей, творчество которых часто отвергалось ввиду классовых, национальных или политических предубеждений; а также из-за противоречивости и экспериментализма их работ.

Автопортрет

Вскоре большое число фотохудожников присоединились к «The Minority Photographers». Алекс начал проводить семинары и выпускать газету тиражом 4 тыс. экземпляров с целью освещения разнообразных вопросов в сфере фотоискусства. Он регулярно писал статьи и брал интервью у разных фотографов и критиков. 70-е годы были важным периодом в истории фотографии, это было время появления различных публикаций о фотоискусстве. А. Д. Коулман был первым критиком, который вел рубрику о фотографии в газете The New York Times. Работы С. Зонтаг и Р. Барта также расширили  понимание фотографии как новой формы искусства. Вследствие оживленного интереса к фотографии появлялось множество новых фотографов, но лишь немногие имели возможность выставлять свои работы. Алекс Харсли решил предоставить такое место, где могли выставляться как новички, так и профессионалы любого происхождения, национальности вне зависимости от их убеждений и креативных идей.

Алекс Харсли. Фото: Мария Фроляк

В 1973 году открылась «Фотогалерея 4-й Улицы», которая стала домом для «The Minority Photographers». Это событие обозначило новый период не только в истории сoобщества, но и в культурной жизни Нью-Йорка. В галерее непрерывно проходили новые выставки фотографов со всего мира. Критик А. Д. Коулман и американский фотограф Роберт Фрэнк были частыми ее посетителями. Куратором всех выставок был Алекс Харсли.

Воркшоп у Алекса Харсли

Так как «Фотогалерея 4-й Улицы» приветствовала авангардное искусство и смелые эксперименты, Алекс выставлял даже самые провокационные работы. Выставка снимков японского фотографа Акиры Ишигаки в 1973 году, которая изображала связанных женщин, вызвала бурю негодования со стороны некоторых феминисток. Однако разрисованные и разбитые витрины галереи не послужили причиной закрытия выставки. Скорее, наоборот, Алекс Харсли собрал многих фотографов и критиков, чтобы поднять вопрос о творческой свободе фотографа. Также Алекс оказал поддержку одному из наиболее противоречивых современных американских фотографов Андрэ Серано. Несмотря на негативные реакции на фотографии Серано, Алекс Харсли решил курировать его первую выставку в 1974 году. Вскоре галерея стала одним из главных центров творческого авангарда в Нью-Йорке. Дэвид Хэммонс – еще один из известных американских художников, первые выставки которого организовал Алекс. Вместе они также начали работу над рядом видеопроектов. Видеоинсталляция «Kicking the Bucket» впоследствии была представлена на Уитни Биеннале (1997) и в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке (2011).

Алекс Харсли. Фото: Мария Фроляк

Своей поддержкой Алекс Харсли повлиял на судьбы и творческие карьеры многих художников и фотографов. Историй, которые в себе хранит «Фотогалерея 4-й Улицы» так же много, как и художников, которые там выставлялись. Работа Алекса Харсли с каждым из них приносила новые открытия и влияла на дальнейшее творческое становление и развитие многих талантов. Начиная с 1973 года и по сей день неприметная на первый взгляд «Фотогалерея 4-й Улицы» является неким перекрестком, на котором сходятся пути многих творческих людей.

Даже несмотря на то, что весь облик района East Village начал меняться: были построены новые здания, открылись современные выставочные залы и музеи, в то время как старые галереи не смогли продолжить свое существование, осталось неизменным то, что «Фотогалерея 4-й Улицы» продолжает свою работу. Заглянув сюда, вы все еще сможете натолкнуться на Роберта Фрэнка или на фотографов Дауд Бея, Сулливан Эллисона и Синтию МакАдамс. В то же время 73-летний Алекс Харсли продолжает работать с новым поколением начинающих фотографов и художников. Он по-прежнему приветствует новые технологии и смелые идеи в искусстве, а также с большим энтузиазмом делится своими знаниями и опытом с другими. Алекс с воодушевлением разговаривает о будущем искусства и упорно, на протяжении более сорока лет, продолжает помогать художникам его строить. Ведь все мы знаем, что значит, когда нам открывают дверь – порой это значит все…  

 

Мария Фроляк