Алексей Сай: «Мы не морщим лоб от темы арт-рынка»

25 июня в пространстве «32 Vozdvizhenka Arts House» состоялась презентация работ Алексея Сая,  созданная в рамках проекта Master Art. Цель проекта – объединить усилия перспективных украинских художников, популяризируя их творчество за счет проведения совместных выставок с последующей реализацией предметов искусства. Алексей Сай, ранее известный работами, созданными в программе Microsoft Excel, представил аудитории новую экспозицию, посвященную своему отношению к искусственным «иконам» и «ритуальному» официозу.

 

Художник признается, что его сегодняшняя выставка исключает эстетику в принципе, потому как является скорее концептуальной и намерена заставить зрителя рефлексировать.

 

Тут и далее – фото с презентации Алексея Сая. Автор фото: Станислава Орловская.

 

Алексей Сай: Master Art – проект коммерческий, но пока экспериментальный. Должен сказать, мы не морщим лоб от темы арт-рынка. Считаю большой опасностью задумываться о выручке, когда занимаешься искусством. Здесь не так важна цепочка «продавец – спрос – покупатель»; хочется, чтобы аудитория уловила посыл. Безусловно, я всегда рад, когда то, что ты делаешь   востребовано, но немаловажно вкладываться в картину и понимать, зачем ее необходимо увидеть людям.

 

Алексей Сай с ассистентами – студентами Национальной Художественной Академии

 

Алексей Сай: В создании работ, которые я презентую сегодня, участвовали студенты из художественной академии. Мы создавали их по принципу: я показываю эскиз, они рисуют копию, а копия становится оригиналом и помещается под стекло. Было интересно взаимодействовать с моими исполнителями, воспринимая их как инструмент для достижения желаемого результата.

 

Эскизы к новой экспозиции Алексея Сая «Извини нас, Тарас»

 

Алексей Сай демонстрирует зрителю, как развенчать культ идола путем создания шаржированных карикатур с сюрреалистическими деталями.

 

Алексей Сай:  Данная экспозиция – черно-белая и в какой-то мере не предполагает аккуратности. Здесь было достаточно обыкновенной шариковой ручки, чтобы передать замысел. Условно она называется «Извини нас, Тарас» и состоит из портретов Тараса Шевченко – «заявлений» и фотопанно, которое мы сделали вместе с Никитой Кравцовым.

 

Алексей Сай и его работы

 

Алексей Сай: В новых работах я использую образ Шевченко и этим самым затрагиваю проблематику искусственно созданных «икон». Мы ведь до сих пор не знаем наверняка, как к нему относились современники, а сейчас это – символ патриотизма. Память об исторической фигуре является для меня объектом для манипуляции. Мы видим, как трансформируется и детализируется его образ. На некоторых рисунках я изобразил только его усы, из которых, например, вырастают ноги или руки. Есть гравюра, где Тарас Григорьевич «рождает» слово или на папахе «кобзаря» вдруг возникает звезда Давида. Это моя плохая копия поэта, которая ухудшается и видоизменяется с каждым рисунком.

 

Обезображенный образ ломается, становясь полностью неузнаваемым. Поэтому себе в помощники я взял именно студентов. У них еще не навязан пиетет к кому-либо. Они могут свободно фантазировать на этот счет, проводя манипуляции с людьми-символами.

 

«Заявления» – часть экспозиции Алесея Сая

 

Алексей Сай: Частью данной выставки также  являются зачеркнутые заявления. Они специально разложены на столах, чтобы провести параллель с жизненными реалиями. Это плевок в сторону нашего отношения к безликому механизму. «Я требую, я прошу. Дата. Подпись». И так многократно. Вы только представьте, какое количество времени и сил тратится на просьбы и жалобы? Это общение личностей и сущностей, концентрация ничтожности и конформизма.

 

«Заявления» – часть экспозиции Алесея Сая

 

Алексей Сай: Данные рисунки действительно очень отличаются от предыдущих работ в Microsoft Excel. Я не ограничиваю себя одним жанром и тематикой. Есть серии, посвященные тоске и страху смерти, офисному рабству, а сейчас готовится проект, центральным образом которого будет «дым».

 

По поводу излюбленной темы «планктона»: меня всегда удивляла их способность быть агрессивным и искусственно-дружелюбным одновременно. Эти люди не вызывают у меня отвращения, скорее – жалость. Они ничего не производят, но при этом корпоративная культура поджигает войны, а войны разрабатывают ракеты, которые убивают людей.

 

Фото: Станислава Орловская (арт-менеджер «32 Vozdvizhenka Arts House») 

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.

 

Роксана Рублевская