Алевтина Кахидзе и Владимир Бабюк: «Мы хотим проверить, готово ли украинское сообщество самостоятельно финансировать свои желания»

Частной Резиденции для зарубежных художников в Музычах в этом году исполнится пять лет. Именно сейчас основатели Резиденции художница Алевтина Кахидзе и ее муж Владимир Бабюк решили сделать «проект в проекте»: теперь один резидент сделается «общим», то есть будет избираться украинским сообществом, и его участие в резиденции станет возможным, если Спільнокоштом будет собрано достаточное количество средств. Мы встретились с Алевтиной и Владимиром и узнали более подробно об идее «общего резидента», этапах проекта, краудфандинге и ожиданиях.

Войтек Жемильски (участник проекта «Расширенная история Музычей» в 2010 году) берет интервью у Алевтины Кахидзе и Владимира Бабюка. Перформанс «Брачные договоренности, часть 2» на фестивале «Ночь в музее», ЦСИ «Замок Уяздовский». Варшава. 2010

Алевтина Кахидзе. Фото: Максим Белоусов


Алина Сандуляк Проект "Расширенная ИсторияМузычей / Программа частной резиденции" существует уже 5 лет. Сейчас вы решили расширить вашу Резиденцию – добавить третьего резидента, выбор и финансирование которого будет осуществляться обществом. Расскажите, пожалуйста, подробнее о «Резиденте в Музычах от общественности».

Алевтина Кахидзе Да, мы решили расширить количество резидентов. Раньше у нас была договоренность - не больше двух резидентов на протяжении двух месяцев в год. Теперь же до 30 апреля все знающие о каких-либо интересных художниках со всего мира могут предложить своего кандидата в Резиденцию. На фейсбуке есть открытая группа «Резидент в Музичах від спільноти», куда можно присоединиться и написать имя художника, обязательно рассказав пару слов о нем, чтобы убедить остальных, почему он интересен. Либо же написать мне на почту info@alevtinakakhidze.com. 10 мая на своем сайте я повешу список всех предложенных кандидатур. Голосование состоится 15 мая. Недавно мы специально пригласили председателем наблюдательной комиссии Виктора Тимохина, чтобы он сформировал такую комиссию. Виктор - незаангажированный человек, в то же время имеет достаточный опыт сотрудничества с художниками и художественными институциями. Виктор предложил сделать голосование следующим образом: нужно назвать не одно имя из списка предложений, а три. Например, первый номер – это кандидат, который вам очень любопытен, второй – менее, и третий – запасной вариант. Для чего это нужно? Когда по количеству голосов мы определимся с победителем голосования и начнем писать этому художнику, он ведь может отказаться, сказав, например, «Я никогда не приеду в Украину, тем более на месяц». Тогда мы спрашиваем у наблюдательной комиссии о победителе номер два и снова связываемся с этим человеком. Так будет до тех пор, пока мы не придем к общему знаменателю – пока художник не согласится приехать в Резиденцию в Музычи. Затем с ним будет обсуждаться бюджет его участия в программе, после чего проект будет представлен на платформе Спільнокошт. Изначально мы планировали резиденцию для иностранных художников, но в этом проекте резидент может быть из любой страны.

Нас интересует, чтобы украинское сообщество прореагировало на ситуацию, когда возможно отдать частную резиденцию под курирование общественности. Финансирование будет собираться только на одного – на третьего резидента нашей программы. Если же на его приезд не удастся собрать денег, все будет так, как и было все 5 лет: будет только два «наших» резидента. 

Роланд Рус (участник проекта «Расширенная история Музычей» в 2010 году). «Рисуя пейзаж». Кадр из видео. Музычи. 2010 


- Что вы подразумеваете под понятием «сообщество»? Кто может подать кандидатуру на резиденцию и кто сможет голосовать?

Алевтина Кахидзе Мы написали так: художники, кураторы, ценители искусства, все, кто любит искусство, все, кто им интересуется, все, кто хотел бы познакомиться с художниками, теоретиками, кураторами… Все желающие могут как подать кандидатуру, так и проголосовать, а также помочь финансово. В самом начале Виктор Тимохин задал интересный вопрос: сколько человек будет голосовать? И, в принципе, это ответ на ваш вопрос: какое количество людей можно считать сообществом? На этот вопрос я ответила – 500 человек, Витя предположил человек 300.

Владимир Бабюк Пока что общество (я даже не говорю о сообществе, я говорю общество) реагирует как-то вяло. Пока в группе мало людей, но если даже проголосует человек 200, это уже будет много.

Стефка Аммон (участница проекта «Расширенная история Музычей» в 2009 году). Из личного архива программы

 

- Сколько кандидатур на Резиденцию уже подано?

Алевтина Кахидзе На данный момент у нас есть уже 5 кандидатур: Майкл Лэнди, Сантьяго Серра, Вероника Шевченко aka Kayoko Shigeta, Ширин Нешат и Оливер Ларик.

 

- Как вы думаете, будут ли люди, участвовавшие в первом этапе, выборе кандидата, поддерживать его и на втором этапе, этапе финансирования?

Алевтина Кахидзе Мы посмотрим! В этом и заключается эксперимент: будет ли та группа людей, которая предлагала художников и та, которая участвовала в голосовании, участвовать и в сборе средств.

Владимир Бабюк Пока люди почему-то немного сонные, но я допускаю ситуацию, когда, возможно, проголосует только около 100 человек, а когда уже будет согласован кандидат и запустится программа Спільнокошта, может, будет всплеск активности и участие примут 150 и 200 человек. Кто знает, может кто-то будет так воодушевлен приездом интересующего его кандидата, что сможет полностью сам оплатить его приезд.

Приглашение на имя Джеральда Ляо (участник проекта «Расширенная история Музычей»  в 2011 году). Документ для получения украинской визы. 2011 


- Какая сумма будет озвучена для сбора Спільнокоштом?

Алевтина Кахидзе В этом проекте нам любопытно, чтобы сообщество, если им это нужно, смогло проявить себя в шкуре менеджера. Очень многие нам говорили о том, как здорово, что мы уже 5 год курируем нашу резиденцию, но многие до сих пор не знают, сколько нужно денег, чтобы художник из другой страны приехал и побыл в Музычах. Конечно, бюджет будет складываться в переговорах с «общим резидентом». Понятно, если Сантьяго Серра «будет лететь» из Америки, бюджет его будет выше, чем, например, в случае с Майклом Лэнди, который «должен» прилететь из Лондона.

Владимир Бабюк В любом случае сумма эта складывается из четырех компонентов: это перелет/приезд, суточные, административные расходы и гонорар, если резидент захочет участвовать в каких-то публичных акциях, например, прочесть лекцию, провести мастер-класс или сделать перформанс.

Алевтина Кахидзе У нас есть эксперты, к которым мы уже успели обратиться. Они обязательно посмотрят нашу переписку с гипотетическим резидентом и оценят ее профессиональным взглядом.

Владимир Бабюк Если говорить о конкретных цифрах, то, если это будет резидент из Европы, не будет какой-то «суперстар» и будет в Музычах 2 недели, мы вложимся в 1500 евро.

 

- Почему вы решили обратиться к краудфандингу – к Спильнокошту, в частности?

Владимир Бабюк Идея общего резидента родилась еще осенью 2012 года. В прошлом году у Алевтины был большой проект в Крыму с Big Idea. После этого мы обсудили c «Ґараж ҐенҐ», что можно сделать Спільнокоштом, который только запускался. Для нас это некий эксперимент, приключение. Плюс, для меня лично, это некий показатель состояния нашего общества: насколько оно активно, насколько знает, чего хочет, насколько оно готово иметь желание и способность собрать деньги на это желание. Вот мы и проверим.

 

- Этот третий резидент будет чем-то отличаться от двух остальных: срок пребывания в резиденции, условия участия, задачи?

Владимир Бабюк Я думаю, он будет более известен в арт-кругах и, наверное, его программа будет более насыщенной, так как будет более короткой (это зависит от суточных).

Алевтина Кахидзе Мне кажется, его активность в Украине будет обусловлена тем, что так много людей хотели, чтобы он приехал. И, наверное, с его стороны должен быть какой-то фидбэк. Все эти 5 лет у нас в основном были резиденты, которых мы не знали до их приезда и мало кто знал их вообще...

Романа Шмалиш (участница проекта «Расширенная история Музычей»  в 2009 году). «Мобильный кинотеатр в Музычах». 2009. Музычи 


- Как проходит работа с резидентами? Украинское художественное сообщество имеет возможность с ними познакомиться? И, как по-вашему, насколько важен этот обмен опытом?

Алевтина Кахидзе Обмен опытом очень важен! Все наши 11 резидентов делали публичные презентации в Киеве. Стефка Аммон (Германия) сделала презентацию в Худграфе. С Войтеком Жемильски (Польша), Романой Шмалиш (Германия), Роландом Русом (Швейцария), Джеральдом Ляо (Сингапур) были встречи в Фонде CSM. Также Тобиас Розенбергер сделал проект в Я Галерея. Из Музычей тяжело постоянно ездить в Киев, чтобы перезнакомиться со всеми художниками и кураторами, поэтому мы приглашаем художественное сообщество к нам на специальные вечеринки, где все могут пообщаться с резидентом. Еще есть важные встречи с местными жителями Музычей. Им не всегда удается успешно коммуницировать, так как для этого нужно знать английский язык, а в Музычах его знают не все, но у детей это получается отлично.

Джеральд Ляо захотел взять интервью у Арсена Савадова, потому как Джеральд тогда как раз увидел его персональную выставку в PinchukArtCentre. Потом это интервью было опубликовано в сингапурском художественном журнале. Так что мы всячески способствуем свободному общению с нашими резидентами и обмену опытом, если, конечно, резидент сам не против.

 

- Какие, по вашему мнению, проекты в сфере искусства должны финансироваться краудфандингом?

Алевтина Кахидзе Ответ очень простой – те проекты, которые нужны всем. Потому что эгоистичные идеи вряд ли могут быть поддержаны Спільнокоштом.

Иоанна Варша и Рене Вавшкевич (участники проекта «Расширенная история Музычей» в 2010 году). Из архива проекта «День открытых дверей в Музычах». 2010

 

- То есть некоммерческие проекты...?

Алевтина Кахидзе А что такое коммерция? Очень любопытно подумать в этом направлении... Если коммерческий проект становится интересен всем, то тогда это уже некоммерческий проект, а общий.

 

- Хорошо, тогда в каких случаях нужно обращаться за помощью к государству?

Алевтина Кахидзе Конечно, есть государства, которые поддерживают проекты Резиденций. В частности, в Швеции, государственная резиденция Iaspis, существует уже 20 лет. Наверное, там культурные менеджеры страны понимают важность такой инициативы. Наши же чиновники вообще не знают, что такое резиденция. Кроме того, они не видят результат резиденций тут же, на-гора, что для них крайне важно. Для нас ценность резиденции - её существование, а не результат.