Алия Свастика: «Работа в группе дает возможность научиться чему-то новому»
7 сентября открывается 9 биеннале в Кванджу. За несколько дней до открытия Алия Свастика – куратор и писатель, которая живет и работает в Джакарте, рассказала о сложностях, с которыми она столкнулась при подготовке биеннале, а также показала несколько работ, которые будут представлены в рамках ее подтемы «Влияние мобильности на пространство и время».
Сокураторы:
Нэнси Адахания (Индия), Вассан Аль-Худхайри (Катар), Мами Катаока (Япония), Ким Сунчун (Южная Корея), Кэрол Инхуа Лу (Китай), Алия Свастика (Индонезия).
Алия Свастика
Екатерина Филюк Когда вы получили приглашение стать одной из сокураторов биеннале в Кванджу, о чем вы подумали?
Алия Свастика Конечно, сначала я была немного удивлена, потому что я и Вассан представляем молодое поколение кураторов, а биеннале в Кванджу всегда имела репутацию одного из самых важных событий в Азии, фактически это самая старая биеннале в этом регионе. Поэтому я ощущала, какая это честь, быть куратором биеннале и немного нервничала одновременно.
- Вы переживали потому, что это очень ответственная задача - курировать такую уважаемую и известную биеннале, или потому что нужно работать в группе?
- Скорее из-за имиджа биеннале, которому нужно соответствовать. Я была знакома с Мами и Нэнси, это позволило мне чувствовать себя гораздо увереннее, я знаю, как они работают, поэтому для меня сотрудничество с ними не стало встречей с незнакомцами.
- Какова ваша стратегия сотрудничества с остальными 5 кураторами?
- Для меня работа в группе, в первую очередь, дает возможность научиться чему-то новому. Во-вторых, когда работаешь в группе, ожидаешь, что кто-то возьмет на себя роль лидера.
- Но этого не случилось в вашем случае?
- Не совсем. В каждом отдельном случае кто-то брал на себя эту роль, но формального лидера не существует. Например, в случае с каталогом лидером выступила Вассан, что касается экспозиции, более убедительной была Кэрол. Но я, кажется, еще не выступала в роли лидера, я пока смотрю, размышляю и разделяю мнение лидеров. Я стараюсь максимально вникать во все тонкости, но в конечном итоге делаю то, что могу.
- Каким образом вы интегрировали свой опыт и свой подход в совместную работу, результатом которой станет экспозиция?
- Думаю, мое понимание современного искусства сосредоточено на взаимодействии публики и художника, его работ, мне важно сопоставлять работы с реальностью, помещать их в определенный контекст, в том числе и локальный. Такой подход идеально интегрируется в структуру этой биеннале. Многие из художников, с которыми я сотрудничала, сделали работы специально для биеннале, некоторые из них приезжали в Кванджу задолго до биеннале и оставались на резиденцию, чтобы поближе познакомиться с локальным контекстом. Мне кажется, такой подход очень важен. Несколько художников провели здесь почти месяц, и для жителей Кванджу должно быть вдвойне интересно увидеть результат их работы, потому что фактически они были вовлечены в процесс создания некоторых работ.
- Сколько биеннале в Кванджу вы видели?
- Три. Но обычно я приезжала на один-два дня, посмотреть выставку. Сейчас все совсем по-другому, я здесь уже почти 6 недель.
- Сейчас накануне открытия, когда почти все готово, что вы думаете о работе в группе? Если вам снова предложат реализовать совместный проект, вы согласитесь?
- Ну, если у меня будет выбор, а иногда бывает, что у тебя нет выбора, я с удовольствием поработаю в команде, однако с тем, кого я достаточно хорошо знаю и с кем, возможно, уже работала до этого. Это мой первый опыт работы в группе и это сложно. Ведь только Мами и Ким до этого работали вместе и вообще знают друг друга уже 15 лет. Думаю, это отлично, что мы все пошли на риск и решились работать друг с другом, но, с другой стороны, когда работаешь над таким большим проектом, тебе просто необходима уверенность в других членах группы. Если ты знал их раньше или работал с ними, это своего рода гарантия такой уверенности. На самом деле мне нравится работать в группе, но иногда это выглядит как скоропалительная свадьба сразу с 5 незнакомыми людьми.
- Что для вас было самым сложным в работе над биеннале?
- Однозначно не работа в команде, это не самая большая наша проблема. Я прекрасно отдавала себе отчет в том, что придется находить компромиссы. Сложнее было работать в корейских условиях. Во-первых, как я уже говорила, это самая старая биеннале в Азии, поэтому ожидания очень высоки. Во-вторых, существует языковой барьер. Это не так уж и просто - купить материалы или найти место, где можно реализовать тот или иной проект. Тебе все время нужна поддержка и помощь, а это делает тебя зависимым. Обычно я хорошо знакома с местом, где я работаю, у меня все под контролем. Для меня это было самым сложным испытанием, особенно потому, что многие художники делали новые работы тут на месте.
Екатерина Филюк