Алла Жмайло: «Как художник я реализовала внутреннюю тревогу о судьбе своей земли»
Фото Веры Бланш
В Щербенко Арт Центре до 17 марта включительно проходит выставка “Impersonation”, созданная в сотрудничестве Аллы Жмайло (аксессуары) и Веры Бланш (фотография), совместно с VRODA Amber Jewelry. В творческом диалоге украинский янтарь обрел новое художественное прочтение и современные формы его преображения. Art Ukraine поговорил с украинской художницей Аллой Жмайло, которая в своем творчестве успешно сочетает предметный дизайн и дизайн аксессуаров, о ее творческом пути, источниках вдохновения и процессе работы над проектом “Impersonation”.
Расскажите о вашей работе над созданием коллекции «Impersonation» и работе над проектом «Impersonation/ Превращение»: можно ли выделить их как два этапа единого творческого процесса? Сложен ли был процесс работы с янтарем?
Это новый и неожиданный для меня опыт. Я никогда не использовала ювелирные материалы. Впервые почувствовала в своих руках живой материал. Мне нужно было его услышать и подчеркнуть естественное очарование и хрупкость. Резина и металл оказались теми материалами, которые создали контраст силы и беззащитности.
Коллекция «Impersonation» создана для VRODA Amber Jewelry – первого современного украинского бренда аксессуаров и украшений из янтаря
Как дизайнер я должна была создать имиджевую коллекцию аксессуаров, которая, в сочетании с промышленными образцами, привлечет внимание к нашему, украинскому, янтарю, показав его уникальные художественные возможности. Как художник, в этом проекте я реализовала внутреннюю тревогу о судьбе своей земли, которая имея богатые ресурсы, теряет их, не успев открыть для себя и мира. Главный экспонат выставки - головной убор - заключает в себе эту идею. Фотограф Вера Бланш, на мой взгляд, раскрыла этот замысел своими средствами, создав серию работ к этой выставке.
Вы не сразу начинали работать с аксессуарами, на стыке дизайна и искусства. Теперешнему этапу вашего творчества предшествовал длительный и увлекательный путь. Расскажите о нем, о ваших учителях.
Прежде всего, это моя семья. Дедушка был портным, закончив французскую школу портных, служил в оперном театре и обшивал киевских актрис. Мама – ведущий модельер фабрики им. Смирнова-Ласточкина, ученица известного киевского портного, Герца Мэпана. Папа – почетный изобретатель СССР, имевший несколько авторских свидетельств за уникальные изобретения. Мое детство проходило в творческой мастерской талантливых людей! С детства я умела шить, пилить, сверлить, изобретать.
Расскажите о вашем образовании.
Папа с мамой прекрасно рисовали и мечтали о том, чтобы я тоже рисовала, поэтому мама искала мне лучших учителей. Первым был Анатолий Лаврентьевич Постоюк, ученик С. Григорьева и К. Трохименко. (Студия при дворце пионеров и школьников), затем Головко В. П. (вечерняя художественная школа), и, наконец, Посметухин Н.А. и Спорников Б.М. (КХПТ– сейчас академия им. Бойчука), Митрохин Ю.М. (КТИЛП – институт легкой промышленности). Учителя были замечательные, своими руками я могла сделать все, что было необходимо.
Чем вы занимались после окончания обучения? Где началась ваша работа с аксессуарами?
Первым местом работы был Универмаг «Украина», где моим учителем стал великий киевский мастер витрин – Евгений Федорович Шереметьев. Вела студию декоративно-прикладного творчества при 49 швейном училище, и там на отходах швейного производства начала создавать вместе со своими учениками первые коллекции аксессуаров. Однажды (дело случая) знакомый, Петр Маркман, увидел мою коллекцию сумочек и порекомендовал меня в качестве дизайнера по аксессуарам в модный дом «Olga&Simonov», и с этого момента началась моя настоящая творческая жизнь. Сейчас я понимаю, что со мной тогда произошло чудо! У меня была полная творческая свобода: неограниченные средства в виде материалов, потрясающий коллектив художников, дизайнеров, конструкторов. Начало 90-х годов – это начало наших украинских «Сезонов моды», первые показы которых проходили в гостинице «Национальная». Сейчас Ольга Симонова (Тюфякова) живет в Америке. Владимир Симонов был основателем фестиваля «Сходы до неба», в одном из них мне посчастливилось принять участие.
Но позже вы стали работать совсем в другом, оригинальном жанре...
Из кусочков тканей, которые оставались от коллекций, я стала создавать коллажи. В 1996 году состоялась первая выставка коллажей, которую инициировал фонд им. С. И. Параджанова в музее И. Кавалеридзе (стипендия от фонда «Відродження»).
В коллажах, на протяжении многих лет, у меня была отдельная тема – «Аксессуары». Так, по-видимому, выражалась моя тоска по оставленному занятию – дизайну аксессуаров. Однажды, на одной из выставок, мы с друзьями в шутку начали примерять сумочки-коллажи на себя. Тогда и возникла идея вернуться к созданию аксессуаров. Первая выставка состоялась в галерее «Арт-14», в преддверии Рождества 2010 года. Это еще одно чудо в моей жизни – встреча с замечательным художником Катей Борисенко – хозяйкой галереи.
На протяжении семи лет мы традиционно встречаем гостей в галерее новой коллекцией аксессуаров. За годы выставок появились поклонники, в основном это люди творческих профессий, яркие индивидуальности, которым промышленность не может предложить достаточно эмоциональное дополнение к их образу.
Коллекция “Ще” в сотрудничестве с Зинаидой Лихачевой
Мне интересно создавать коллекции самостоятельно, ориентируясь на мировые тренды, но особое удовольствие доставляет сотрудничество с дизайнерами одежды. В этот период я обратила свое внимание на резину как на современный материал, который технологически мне заменил кожу. С тех пор резина – мой материал в дизайне аксессуаров и объектов для интерьера. За годы накопилось большое количество авторских технологий, которые делают мои работы узнаваемыми.
Коллекция “Киевская Русь”, в сотрудничестве с дизайнером Викторией Барон (фото Игоря Гайдая)
Какие знаковые выставки вы можете также вспомнить? Есть ли проекты, повлиявшие на вашу работу над “Impersonation”?
В 2013 году произошло два знаковых события в моей жизни – участие в выставке “Виходячи з традицій” в музее Украинского искусства в Нью Йорке, а также участие в Четвертом всеукраинском триеннале текстиля с работой “Вышиванка” (за него я получила Гран-При).