Анатолий Сумар: полвека тишины
Сегодня в Национальном художественном музее Украины откроется персональная выставка работ украинского художника Анатолия Сумара (1933-2006), чьё имя и искусство для многих станет настоящим открытием. Его творчество приходилось на времена хрущёвской “оттепели” - конец 50-х начало 60-х годов - и было слишком новаторским для того времени. Это тяготеющая к абстракции беспредметная живопись, которая перекликается с европейским модернизмом начала ХХ века. Очевидно, что такие работы не могли быть приняты официальным искусством, поэтому художника обвинили в формализме и наследовании абстракциоистов, после чего успешно забыли - до 1990 года, когда показали на выставке “Українське малярство”.
Анатолий Сумар. Фото из семейного архива
Анатолий Сумар публичность не любил, картин не продавал и вообще был человеком закрытым. Что и стало поводом для разных легенд, одна из которых гласит о том, что с последнего курса КИСИ Сумар ушёл, отказавшись сбрить бороду, как того требовал порядок.
В преддверии значительной выставки ART UKRAINE встретился с дочерью художника Анной Сумар и внучкой Люсей Зорей - они являются хранительницами его работ и семейных историй. Мы также приводим цитаты Анатолия Сумара, взятые из его единственного неопубликованного интервью 1989 года.
Анна Сумар и Люся Зоря. Фото: Артём Стретович
Ася Баздырева Каков был интерес к творчеству Анатолия Сумара до недавнего времени: проекта “Наивные” в 2010 году и персональной выставки художника, которая открывается сегодня в НХМУ?
Анна Сумар Особого интереса не было. Работ отца нет ни в музеях, ни в частных коллекциях - их видели единицы людей и знали только специалисты. В основном, сверстники - целая обойма художников и искусствоведов, которые работали в шестидесятых. Как-то Виктор Хаматов показывал несколько работ в галерее “Совиарт” и была ещё одна сольная выставка в галерее Валерия Сахарука несколько лет назад. Когда к папе приходили музейщики с просьбой продать картины за символические деньги он говорил нет, и на этом всё заканчивалось. Я помню, что представитель Третьяковской галереи хотел купить работу папы, но тот понимал, что она окажется в запасниках и его это совершенно не устраивало. То же самое было и с НХМУ. Свои работы, а их осталось всего порядка тридцати, он не продавал, понимая, что их ценность в целостности. За года два до смерти он постарался собрать все свои работы. Одна осталась в США - её давно вывезла наша подруга, другая есть у Евгения Евтушенко, но её судьба неизвестна; и ещё пару работ есть в коллекции Игоря Дыченко.
— Кстати, о поэте Евгение Евтушенко. В своих мемуарах писатель Наум Сагаловский рассказывает легенду о том, как Етушенко, во время своего поэтического вечера в Киеве назвал Анатолия Сумара лучшим художником в мире.
Анна Сумар Не уверена, что он такое говорил. Они действительно были знакомы и тот бывал у папы на Владимирской, где жила наша семья, - там он использовал одну комнату в качестве мастерской.
Люся Зоря Евтушенко к ним пришёл через бабушку Асту. Он уговаривал дедушку продать картину, но тот не хотел и загнул высокую цену, от которой Евтушенко был в ужасе и попросил бабушку как-то на это повлиять. В итоге картина уехала с Евтушенко - к ней была приложена записка, что работа подлежит переработке, но отдаётся в силу настойчивости поэта. Это была дневная версия “Крещатика”, а ночная будет показана на
выставке в Нацмузее.
Анатолий Сумар. Улица Ленина. 1959. Холст, темпера. 65,5 х 110
— Расскажите о периодизации творчества Анатолия Сумара?
Анна Сумар Вся его живописная деятельность умещается в период с 1957 по 1964 год.
— Но ведь на выставке в НХМУ будут и более поздние работы?
Анна Сумар После 1964 года он долго не писал. Мне тяжело сказать, с чем это было связано. Были гонения со стороны системы - как у всех в то время. Но папа был человеком достаточно скрытным и причины своих поступков не объяснял. В начале девяностых он снова решил писать, говорил, что нужно закончить начатое. И в то же время понимал, что его работы уже не соответствуют времени. Он пытался восстановить утраченные картины, писал много эскизов, но принципиально новых работ в тот период не делал.
— Визуальное искусство не было основной деятельностью Анатолия Сумара. Чем он занимался?
Анна Сумар По образованию он архитектор. Но, надо понимать, что в силу своего характера он был совершенно бескомпромисным человеком и ничем хорошим это никогда не заканчивалось. С последнего курса на архитектурном факультете КИСИ он ушёл, не защитив диплом из-за каких-то недоразумений.
Одно время он работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики - это был филиал московского института в Киеве. Там он занимался промышленным дизайном. Я помню он тогда делал большой проект для сельхозтехники. Все нарисованные им тогда эмблемы с шестерёнками - сейчас это назвается логотип - ещё можно отыскать в сёлах и бывших колхозах.После ухода оттуда он работал в конструкторском бюро игрушки - с тех времён я помню несколько его работ. Напимер “Маленький кукольный театр” - это была книжка, из которой можно было вырезать фигурки, собрать и склеить театр. Он также занимался оформлением книг и шрифтовыми работами.
Анатолий Сумар: “Да, я не отрицаю того факта, что я занимался живописью как аматор. Это аматорство мне помогло - на меня не влияли никакие оценки, необходимость кого-то поразить, я не работал ни на какой рынок. Я никому ничего не был должен. [...] Этот дилетантизм означал, что я не пытался попасть в профессиональную сферу. Более того, всяческие правила на меня не действовали.”
— Живопись Анатолия Сумара слишком отличалась от дозволенного официального искусства. Было ли это опасно в то время?
Анна Сумар За это не сажали. Но когда была выставка, после которой папа перестал писать, на эту тему было много разговоров.
— Какая выставка?
Анна Сумар Я уже не помню. Какая-то выставка молодых художников. У мамы долго хранилась газета с речью Косыгина - был такой партийный деятель на уровне всего Союза, который сильно возмущался всем этим безобразием, а из всех авторов упомянул только папу. Можно представить, как такого рода “боссы” относились к абстрактной живописи.
— Как раз тогда его обвинили в формализме и наследовании идей абстракционизма. Как он переживал это?
Анна Сумар Я не знаю как, и переживал ли он вообще. Но это была правда: он писал абстрактную живопись и это было совершенно очевидно.
— В самом начале нашей беседы вы упомянули сверстников Анатолия Сумара. С кем он тогда дружил?
Люся Зоря Дедушка был человеком очень замкнутым и те, с кем он общался приходили в его жизнь через бабушку Асту - она была редактором в издательстве “Наукова думка”. Она, как главный хранитель семейных историй рассказывала, что Татьяна Яблонская приходила к ним вместе со своей семьёй. Дружили также с художниками-монументалистами Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко. И вообще, пока они жили на Владимирской, у них был своего рода салон, куда приходили художники, писатели и поэты.
Анатолий Сумар с супругой Астой. Фото из семейного архива
— Интересно как он пришёл к неофициальной живописи. Кто на него повлиял? Откуда такие связи с Европейским модернизмом?
Анна Сумар Он бывал в Москве и Петербурге, где видел живопись начала XX века - импрессионистов, кубистов - Пикассо, в частности. Это то, на чём основывалась база его интересов в живописи, из чего он черпал вдохновение. Кроме того, у нас в доме было много книг по живописи и не только. В том числе и зарубежные.
Анатолий Сумар. Владимирская горка. 1960. Холст, темпера. 51,5 х 88
Анатолий Сумар (о Пикассо): “Создавая другой свет, экспрессия цвета и экспрессия рисунка сливались. Создавалась сильная комбинация, с которой мир еще не был знаком. Человек, умея все, берётся решать то, что еще никто не делал и специально не делает что-то так как другие.”
— Люся, вы исследовали творчество дедушки - расскажите о тематике его работ.
Люся Зоря Часто говорят, что его работы абстрактны, но это не совсем так. В детстве, конечно, я смотрела на эти работы, совершенно не понимая, что всё это значит. Глядя на картину, где изображена бабушка, которая сидит на террасе и читает книгу , я думала, что это батон. На мой взгляд, самое абстрактное из того, что у него есть - это серия “Цвет и музыка”. Но при этом у каждой картины была композиция, которую он математически просчитывал. Он писал предметный мир, но в своём восприятии, нефигуративно. И, если присмотреться, этот мир можно распознать. В его работах 1957-1964 годов много Киева: там есть Владимирская горка и Крещатик, двор их дома на Владимирской, где они с бабушкой впервые поцеловались.
Анатолий Сумар. Терраса. 1959. Холст, темпера. 85 х 83
Тематика работ дедушки восходит к его окружению. Он писал портреты близких - на выставке в НХМУ будет представлен отреставрированный портрет бабушки. Собственно, с него и начался основной период творчества: дедушка использовал работу над картиной как предлог лишний раз повидаться с бабушкой. Насколько я помню по её рассказам, они познакомились в Филармонии благодаря Юрию Варшаверу - он был первым мужем Юнны Мориц. Это была весна 1956-го года, они достаточно быстро расписались и он переехал к ней и ее семье на Владимирскую.
Анатолий Сумар: “Когда говорят “абстракционизм чистой воды”, люди начинают представлять себе бог знает что. За каждой [моей] работой стоит реальный образ, реальная ситуация. К тому времени [вторая половина 50-х, когда Сумар начал заниматься живописью] я уже знал, что такое абстракционизм. Я просто увидел, что это не мое. По моему мнению, серьезный минус в том, что выпадает одно из измерений между тем, что стало основой живописи и самой живописью. Вот так - отброшено. Ради чего? Более того, достаточно было одному человеку, десяти возможно, сделать этот шаг и показать, вот, что мы открыли. Но зачем продолжать что-то делать в сфере, где уже было достаточно сделано ... Для меня абстрактное искусство, когда я начинал, оно было более авангардное. Я понимал, что я могу так, но ничего интересного…”
— Расскажите больше о его личности, помимо того, что он был очень закрытым человеком.
Анна Сумар Он был замкнутым молчуном, который никогда не идёт на компромисс - ни при каких обстоятельствах.
— Можно предположить, что в Союзы художников и архитекторов он не входил?
Анна Сумар Нет, конечно. Он никогда не пытался себя рекламировать.
Люся Зоря Внимание к себе он сильно не любил - ему это было в тягость.
Анна Сумар Он был серьёзным перфекционистом - всё, за что он брался должно было быть сделанным идеально. У него были энциклопедические знания в любой области, за которую брался.
— Требовал ли он подобного от близких?
Анна Сумар Да и это вызывало большие сложности в жизни. Когда кто-то не дотягивал до его уровня, он был очень разочарован. Папа всегда понимал, что он делает. У него не было сомнений в том, что его искусство имеет значение. В нашей семье все люди очень критичные - это мы унаследовали от папы. Но мы довольно много путешествовали и видели разные музеи, и считаем, что его искусство смотрелось бы там уместно. Уверена, что история украинского искусства ХХ века была бы не полной без его работ.