Анна Заварова: «Не думайте, что современность простит вам невежество»

11 июля 2011 года в киевском крематории состоялось прощание с профессором Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Анной Владимировной Заваровой. Последние два года Анна Владимировна тяжело болела, но до последнего момента оставалась в Академии искусств, где провела более сорока лет. Её уход из жизни можно с грустью назвать окончанием целой эпохи в истории Академии. Те студенты, которым посчастливилось учиться у Анны Заваровой, с горечью отмечают, что эта утрата невосполнима в первую очередь для поколений будущих искусствоведов.

Искусствовед Анна Владимировна Заварова (1943 - 2011)

Анна Владимировна родилась 16 июня 1943 г. в городе Фрунзе. Искусствовед, Кандидат искусствоведения, член Национального Союза художников Украины. В 1964 году закончила Киевский художественный институт - факультет теории и истории искусства.

Училась в аспирантуре Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Академии искусств СССР под руководством Н. Волкова.

Научные работы: «Иллюстрирование детской книги» (кандидатская диссертация, 1968), «Русское искусство второй половины XIX - начала XX ст.» в учебном пособии «Русское искусство», 1976), серия статей по истории классического искусства и творческих вопросов современного искусства.

В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры работала с 1968 года, 1997 - профессор. Преподавала лекционные курсы: «История русского искусства второй половины ХIХ - начала XX ст.», «Анализ памятников художественной культуры», была членом специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по искусствоведению и архитектуре Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

Анна Владимировна была одной из единиц представителей искусствоведов «старой закалки», которая, не цепляясь за прошлое, акцентировала, что «всякое искусство всегда актуально своему времени». Таких open-minded преподавателей сегодня можно на пальцах счесть даже среди представителей молодого поколения, чего уж там говорить о тех, кто является представителем старой школы. Анна Владимровна была свидетелем и участником андеграундного движения 60-70-х. Её подход к искусству был строгим, чётким и очень логическим. Тонко разбираясь в искусстве старых мастеров, Анна Владимировна тем не менее не осуждала и не критиковала искусство современное, понимая значение худоника новатора:

«Не менее легкомысленно было бы, заняв негодующе-охранительную позицию, упрекать современное искусство в «измене» традиционным ценностям, в пошлости и неразборчивости. Разоблачительный пафос любого толка, на мой взгляд, есть проявление дурновкусия и ограниченности. Можно понять недоумение приверженцев старой культуры, чётко структурированной и выстроенной иерархически, когда они встречаются с размытостью границ между искусством  и не-искусством, «высокой» и массовой культурой, уникальным и тиражированным... Размышляя о культурной ситуации конца века, менее всего следует претендовать на окончательность суждений. Все мы - свидетели и участники процесса, поэтому неизбежно грешим односторонностью оценок».*

Действительно, современным украинским арт-критикам есть чему поучиться, поскольку именно односторонностью оценок всё больше заполнены тексты об искусстве и культуре.

Она поддерживала шестидесятников и плотно общалась с некоторыми представителями этого движения. В частности, близко дружила с одним из представителей украинского авангардного искусства Григорием Гавриленко. Позднее именно Анна Владимировна стала главным исследователем его творчества, создала архив его работ, занималась организацией выставок творчества Гавриленко. Это действительно существенный вклад в украинское искусствоведение, поскольку творчество художников-нонконформистов не было должным образом изучено ни во времена Советского Союза, ни сегодня.

В своей статье «О времени - попытка понимания»* Анна Владимировна писала о драме существования человека, находящегося в разломе времен. Можно смело сказать, что мы все сегодня переживаем эту драму, ибо эпоха нового искусства ещё не началась, а эпоха старая завершается нотой угасающего постмодернизма. Такие люди как Анна Заварова - свидетели эпохи - тем более ценны как мыслители, которые способны созерцать и анализировать эту драму.

«Мука разлада... противоречия...резко обострившись на рубеже эпох, она порою перекрывает порог чувствительности, погружая человека в пучину отчаяния, страха или «скорбного бесчувствия». Стремление преодолеть упомянутое противоречие - путём его осмысления и воплощения - глубоко укоренено в человеке. Быть может, это и есть творчество?»*

Будучи последователем известного искусствоведа Николая Волкова, Анна Владимировна переняла тонкое понимание методов анализа художественного произведения и своих студентов учила анализировать произведения искусства комплексно, обязательно в контексте исторического периода и в контексте личности художника.

Студенты Национальной академии боялись Анну Владимировну, но боялись как боятся великих личностей, исключительно из-за её профессионализма. Ей не нужно было быть строгой, чтоб собирать на своих лекциях абсолютно всех студентов, которые после лекции первым делом отправлялись в библиотеку, либо в интерент-просторы чтобы почитать больше об изложенном на лекции материале - такой вдохновляющей была способность этой женщины передавать знания. Одна из её студенток однажды сказала: «Когда Анна Владимировна улыбается - хочется жить». Не смотря на то, что будущие студенты академии лишены возможности учиться у этого выдающегося преподавателя, то зерно, которое она заложила в своих студентах, несомненно принесёт свои плоды.

«И как бы не сложились отношения человека с рождающимся новым миром, культуре, по-видимому, никуда не уйти от той единственной Реальности, которая дана человеку в обладание. Постижение её противоречий, разнообразия и, наконец, её целокупности останется - нет, не целью – «землёй обетованной» культуры. Прямого пути к ней нет, как видим, нет. Но флейта всегда оказывается в руках того, кто готов принять вызов реальности, рисковать, не страшась последствий.»*

 

*«О времени - попытка понимания» Анна Заварова

 

 

Ася Баздырева