Антанас Суткус: «Традиция литовской школы фотографии заканчивается с моим поколением»
В мае в Кеве в рамках Дней литовской фотографии культурный фотографический центр PhotoCult показал работы сегодня уже классика литовской и мировой фотографии Антанаса Суткуса.
Фото: Константин Смолянинов
Антанас Суткус – основатель Литовской школы фотографии, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие всей истории фотографии в СССР. Работы Суткуса сегодня являются документами того времени, и вместе с уникальным визуальным языком и склонностью к европейской эстетике они представляют большую ценность для мирового фотографического наследия. Именно поэтому выставки Суткуса проходят сейчас по всему миру, а в 2001 – 2002 гг. фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.
Алина Сандуляк Расскажите, пожалуйста, о работах, представленных в Киеве. Это те же работы, которые были представлены в Лондоне, Москве..?
Антанас Суткус Да, восновном, это те же работы. Это работы из циклов «Люди Литвы», «Ностальгия по босым ногам», а также работы, которые были представлены в прошлом году в Центре Фотографии им. братьев Люмьер в Москве, в Музее Фотографии в Тулузе. Сейчас проходит моя выставка в Бразилии в музее Оскара Нимейера, уже пятый месяц. Осенью будет выставка «Ностальгия по босым ногам» в Бразилии. Если здоровье позволит, соберусь, поеду. Сейчас также проходит выставка моих работ в Париже вместе с Шармонье.
- В одном московском интервью вы говорили о своем архиве фотографий. У вас очень большой архив?
- Да, архив очень большой, не по моим плечам. Часть уже вошла в книгу, недавно изданную. И сейчас выставку в Бразилии я дополняю работами из архива. Это старые фотографии, которые увидели жизнь только в этом году. Очень трудная работа с архивом… Это как возможность Фауста – вернуться в свою молодость. Но и немного психологически болезненно: поднимаются фотографиии, воспоминания со всеми положительными и отрицательными сторонами того времени.
- Ваши работы принципиально повлияли на развитие фотографии в Советском Союзе...
- Думаю, что не только мои. Да, я шел впереди, но вокруг меня были такие соратники, как Мацияускас, Луцкус – гениальный фотограф, который, к сожалению, покончил жизнь самоубийством. Нас тогда было около шести-семи фотографов, которые всегда были вместе. Мы, наше поколение, всегда, как только была какая-то возможность, сразу объединялись, куда-то ехали, что-то делали, печатали... Вот я сейчас вижу, есть в Украине хорошие фотографы, но они как-то каждый в одиночку. Может быть, это и хорошо, может быть, сейчас капитализм и такой индивидуализм хорош для творчества, но для того, чтобы пробиться за границу, нужны, может быть, даже неформальные, но объединения. Чтобы оказаться на международном уровне, твои выставки должны постоянно проходить там…
- А что сейчас происходит в Литве в сфере фотоискусства?
- У нас очень сильная пресс-фотография. На днях как раз открыли годовой конкурс пресс-фотографии, издали каталог, который издают каждый год. Также ежегодно мы издаем альманах художественной фотографии Союза фотографов и пресс-фотографии. Постоянно выходят новые книги. Такой приоритет у фотографических изданий дает очень многое.
- Когда Вы начинали снимать, в Литве была достаточно благодатная среда для фотографов (оттепель 70х гг., менее ожесточенная цензура). Государство уже тогда давало возможность развиваться фотографии и поддерживало литовских фотографов, или нет?
- Я бы не сказал, что государство поддерживало. Мы сами все делали. Мы были очень молодыми, очень напористыми, много работали, и мы взяли рынок Советского Союза. Мы использовали этот рынок, чтобы делать заказы для всего Союза, а процент оставался Обществу фотоискусства. Так что Общество само зарабатывало деньги на свою деятельность. И мы тогда были гараздо богаче, чем сейчас, потому что тогда, получается, одна организация имела весь рынок.
- Сейчас в Литве фотография поддерживается на государственном уровне?
- Да, государство поддерживает фотографию, но мало. Тем не менее, грех жаловаться. В Литве фотография на государственном уровне признана. Она получает ежегодные государственные премии, национальные премии… Выдаються стипендии, оказывается помощь для реализации выставок, фотографы получают государственные пенсии. Фотографическое образование можно получить в двух-трех высших учебных заведениях, нескольких коллегиях, лицеях. Есть и в Академии искусств, факультет масс-медиа. Но таких работающих со светом авторов, как ваша Анна Войтенко, например, в Литве сейчас нет. Их там учат разным трюкам современного искусства, но работать со светом в традиционном понимании классической фотографии студентов не учат. Высшее образование не мешает, но и таланта не прибавляет…
- Литовская школа фотографии несет в себе мощную традицию, и у молодого литовского поколения фотографов сейчас есть выбор – следовать этой традиции или следовать своим собственным поискам, как Ваше поколение в свое время...
- Они идут своим путем, делают разнообразные концептуальные проекты… У них сейчас свобода выбора – нужно этим пользоваться. Традиция литовской школы фотографии заканчивается с нами, с моим поколением, ну может быть с поколением на 10 лет моложе. Есть такой фотограф - Ромуалдас Пожерскис, он работает в этой традиции, и еще Рималдас Викшрайтес, но он больше работает как Борис Михайлов – показывает литовскую «чернуху». Все это тоже нужно…
Алина Сандуляк