Анже Йереб: «Дизайн – это не искусство. Дизайн – это системно-прагматическая деятельность»

16 октября в залах Центра современного искусства М17 открылась долгожданная финальная выставка одного из главных событий в сфере украинского дизайна – конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of.

Вот уже второй год подряд все желающие могут испытать свои силы и принять участие в этом конкурсе. В этому году за первое место в пяти номинациях соревновались 1350 работ. Оценивало труды как начинающих, так уже состоявшихся мастеров авторитетное жюри, состоящее исключительно из признанных специалистов. Кроме этого, организаторами конкурса Клубом арт-директоров Украины (ADC*UA) и Молодежным объединением «Варто» была запланирована обширная образовательная программа.  

Евгений Семененко, глава правления Молодежного объединения КО Союза дизайнеров Украины «ВАРТО» и один из соорганизаторов конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of рассказал, что в рамках поддержки конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of была организована специальная внеконкурсная программа из двадцати мастер-классов, лекций и тренингов по разным направлениям дизайна – от предметного до архитектурного. Для проведения этих лекций были приглашены самые известные специалисты из Украины и других стран. Чтобы сделать выступления спикеров максимально интересными, во время переговоров с ними был сделан запрос на эксклюзивные, нигде на звучавшие ранее, лекции. В отличие от подобных программ других фестивалей, приглашенные специалисты не говорят о своей персоне и своих достижениях, они говорят об актуальной теме дизайна в Украине. Все темы очень индивидуальны и будут прочитаны впервые. В роли спикеров выступят известные профессионалы, среди которых Светлана Островская, Павел Клубникин, Варвара Перекрест, Дмитрий Федоренко, Павел Гудимов, Анже Йереб.

О главной идее конкурса и месте украинского дизайна в мировом контексте специально для ART UKRAINE рассказал один из соорганизаторов конкурса, член клуба арт-директоров Украины (ADC*UA) и креативный директор агентства Kaffeine Communications Анже Йереб.


Александра Брагинская В чем идея конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of и какие цели он преследует?

Анже Йереб Слоган этого мероприятия – «В Украине есть дизайн» – как нельзя лучше отображает главную идею конкурса. С одной стороны, это попытка убедить творческую молодежь, что в этой стране есть дизайн. А с другой стороны, мы говорим масс-медиа «Посмотрите, вот работы отечественных дизайнеров, которые за границей получали награды». Я только что вернулся из Словении, где проходил международный фестиваль креативности Golden Drum, украинцы и там занимали первые места. Есть даже работа, которая получила D&AD, а это одна из самых престижных наград в области дизайна.

 

- То есть украинские дизайнеры составляют достойную конкуренцию своим иностранным коллегам?

- Украинские дизайнеры с работами для украинских заказчиков получают премии и дипломы на международных конкурсах и фестивалях. Но об этом у нас почему-то никто не говорит. Поэтому заказчики чаще всего обращаются к зарубежным специалистам. Например, Евро-2012. Настолько важное мероприятие для Украины, а логотип все равно сделали иностранцы. Даже никто не знает, что за иностранцы.

 

- Как за границей проходят подобные инициативы? Как там обстоят дела с дизайном?

- В других странах ежегодно проводятся фестивали и конкурсы, связанные с дизайном. Обычно такие мероприятия проходят при поддержке государственных или городских структур. Но в Украине такого нет. Поэтому мы самостоятельно, без спонсоров и дополнительного финансирования организовали эту премию, эту выставку и мастер-классы. С одной целью – обратить внимание на актуальность отечественного дизайна в мировом контексте. А ведь работы наших коллег абсолютно на таком же уровне, как и в других странах. Если сравнивать, то и в Будапеште, и в Бухаресте, и в Австрии работы будут такие же. Только выставки дороже оформлены. Ну и разве что там будет гораздо больше промышленного дизайна.

 

- Что не так с украинским промышленным дизайном?

- В Украине его практически нет. Нет достаточно большой индустрии, чтобы это было массово. «Ikea» такая популярная на этих просторах, потому что наш отечественный дизайн дороже, менее качественный и выглядит намного хуже. Как отличить хороший дизайн от плохого? Например, стоит стул в зале и кто бы ни зашел, обязательно сядет на него. Это значит, дизайн хороший. А есть стулья, к которым даже подойти страшно. Это – плохой дизайн.

 

- Как бороться с плохим дизайном в Украине? Или Ukrainian Design: The Very Best Of – это и есть первый шаг к победе?

- Да, мы боремся за то, чтобы и в нашей стране был вкус. Я хочу, чтобы это изменилось. А если я ничего не буду делать, то нигде ничего не поменяется. Чем больше посетителей будет на этой выставке, тем больше людей узнает о существовании хорошего, качественного украинского дизайна. Очень важно, чтобы и заказчики приходили. Чтобы они поняли, что это должны делать специалисты. А работы, вошедшие в short list конкурса, действительно хорошие.

 

- Как такие конкурсы и выставки влияют на восприятие дизайна украинской молодежи?

- Благодаря подобным мероприятиям, у всей молодежи, которая интересуется дизайном, есть возможность узнать и понять, что это такое и как оно выглядит там, где дизайн продается. Кроме этого, мы хотим донести еще одну важную вещь. Дизайн – это не искусство. Дизайн – это системно-прагматическая деятельность. И, не смотря на то, что его зачастую приравнивают к современному искусству, он, по сути, таковым не является. Дизайн просто использует художественные инструменты, чтобы во что-то запаковать сообщение. Как еще сказать массам людей: «Эта лавочка - для вас»?  

 

 

Александра Брагинская