Апокалипсис прошлый и будущий

Испокон веков человечество занималось вопросами конца света. Интерес и одновременно страх заставляли художников всех времен рисовать картины смерти Вселенной и ее возможного возрождения.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. 1497-98

Статья из ART UKRAINE № 3(28) май-июнь 2012. Рубрика РЕПЛИКА


С появлением христианства в европейскую культуру пришли отчетливые очертания Страшного суда и альтернатива Ада и Рая. В Средние века человек существовал в постоянном предчувствии близкой гибели. Тогдашнее искусство, по сути, было сосредоточено на изображении мук и страданий, ожидающих всех после второго пришествия Христа. Эти изображения украшали интерьеры всех средневековых храмов. С наступлением эпохи Ренессанса изображения Страшного суда стали гораздо откровеннее. Примером является, в частности, творение Иеронима Босха "Страшный суд" (1504). Босх придирчиво, даже сладострастно, исследует все пытки, которые ожидают грешников в аду. Отвратительные чудовища играют с человеческими телами, как с куклами вуду: связывают, накалывают на копья. Так подробно вырисованные одновременно муки большого количества людей, вероятно, производили удручающее впечатление на грешных современников нидерландского живописца.

Очень популярен образ, связанный с концом света, исходит из библейского сюжета (Откровение Иоанна Богослова). Всадников Апокалипсиса можно найти у многих авторов, а известную четверку изображает раннеренессансная гравюра Альбрехта Дюрера. На ней четыре всадника из шестой главы «Откровения» несут в мир хаос и разрушение, получив на это божественное разрешение и силу. Так всадник на белом коне олицетворяет мирское зло, всадник на рыжем коне несет войну, всадник на вороном коне сеет вокруг беду голодомора, а всадник на бледном коне, собственно, и есть смерть.

В последующие времена видения Апокалипсиса уже меньше беспокоили человечество и возвращались «на широкую сцену» только во время крупных общественных потрясений. Так, мощный толчок для появления сюжетов, касающихся конца старого и начала нового мира, дала Великая Французская революция (1789). Среди работ представителей художественного направления академизма более всего поражает драматический размах «Последнего дня Помпеи» (1830-1833). Карл Брюллов создал масштабное полотно, на котором жители итальянского города Помпеи изображены за секунду до смерти. Внезапная гибель целого города, раскопки которого как раз велись в начале XIX века, поражала и одновременно притягивала современников своей драматичностью. Реалистично вырисованные персонажи картины давно мертвы и одновременно они еще секунду живые, секунду, которая будет длиться вечно.

AES+F. Last Riot. Панорама №4. 2006

Начало ХХ века также ознаменовалось значительными сдвигами в общественном устройстве, что повлияло на апокалиптические настроения в художественной среде. Художники прощались со старым миром, предвещали его конец. Экспрессионистическое произведение «Крик», созданное норвежцем Эдвардом Мунком в 1893 году, считается проявлением настроений предчувствия ужасов ХХ века: Первая мировая война, крушение великих империй, революции, Вторая мировая война.

Знаменитый «Черный квадрат» впервые появился в качестве декорации к опере «Победа над Солнцем» (первое действие, пятая сцена). Эту оперу Казимир Малевич вместе с Алексеем Крученых, Велимиром Хлебниковым и Михаилом Матюшиным создали в 1913 году. Художник имел целью выразить победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Ведь Солнце практически во всех системах обозначает физическую жизнь на Земле, его гибель - катастрофа. В опере Солнце уничтожалось новым художественным сознанием.

Первая мировая война повлияла на нигилистические настроения в искусстве. Стоит вспомнить, что именно эта война, хотя и не была такой кровавой и страшной, как следующая, впервые обратила взгляд художников на драматическую бесполезность массовых убийств и абсурдность человеческого существования. В частности, течение дадаизма самим своим существованием постулирует конец всего. Известное произведение кубиста Пабло Пикассо «Герника» (1937), написано под впечатлением от бомбежки испанского города Герника во время гражданской войны. На этой картине в своей абстрактной манере Пикассо изображает взрыв катастрофы, физическую боль и разрушение. На картине мы видим искаженные лица, фрагменты тел и пресловутую морду коня, которая также разрывается болью. Все эти ужасные образы словно выхвачены из тьмы рублеными полосами света обычной домашней лампочки над ними.

Вторая мировая война вообще стала символическим концом света в коллективном сознании общества. Она стала трагедией целых народов, точкой невозврата. В художественной среде стали говорить об исчерпанности изобразительного потенциала и невозможности искусства после Освенцима. В своем фильме «Шоа» Клод Ланцман пытается показать трагедию еврейского народа, не изображая ее. Любая изобразительность, по мнению режиссера, бессильна по сравнению с тем, что происходило в концлагерях. В пластическом спектакле Пины Бауш «Кафе Мюллер» трагедия также выходит на уровень изображения неизображаемого, ведь любая личная трагедия является коллапсом личной Вселенной.

Сегодняшнее художественное сознание является продуктом постмодернистской культуры. После краха больших нарративов мы больше не верим в прогресс, историю, человечество, искусство, даже смерть. Поэтому тема Апокалипсиса сегодня растворена, рассредоточена в культуре.

Впрочем, в последние годы интерес к этой теме оживился. Человечество устало от тотального ненастоящего. Предчувствие коллапса чаще всего связано со страхом экологической катастрофы. Сейчас мы столкнулись с кризисом цивилизации, в техногенном мире сама реальность переживает трагедию. Естественная реальность исчезает, превращаясь в симулятивный аттракцион для отпуска.

Билл Виола. Плот. 2004

На русской арт-сцене тема конца света отчетливо представлена ​​группой AES + F. Художники обращаются к проблемам геополитических и социальных кризисов, упорно ведущих человечество к самоуничтожению. Видеоработа «Последнее восстание» (2005-2007) изображает гламурно театрализованную войну, в которой актеры медленно движение за движением имитируют убийство друг друга. Последняя работа группы «Allegoria Sacra» (2011) также показывает картины печального и позорного кризиса общества «после оргии».

В отличие от русских художников американец Билл Виола говорит о смерти и возрождения человечества, не прибегая к изображению уродливых кризисных явлений. Его авторские приемы работы с огнем и водой, скорее, о конце как таковом, о личной встрече каждого человека со смертью и с тем, что за ней. Работа «Наблюдение» (2002) связана с известными террористическими атаками 9.11. Видеоинсталляция «Плот» (2004) показывает людей, которые спокойно стоят кучкой, и вдруг на них обрушивается огромная волна воды. Возможность мгновенной смерти, судьба, сплоченность человеческого сообщества и перерождение - в поле внимания Билла Виолы.

Во всех этих художественных обращениях к теме конца света не совсем понятно, где страх, а где желание и любопытство. В 2012 году всемирный конец, кажется, подошел совсем близко, и сама идея носится в воздухе. Жажда Апокалипсиса является стремлением отчужденного человечества вновь пережить включенность в жизнь. Хотя бы на миг – пускай это мгновение занесенного над нашими головами ножа. Ведь именно в этот момент раскрываются все тайны и первоосновы мироздания и обращаются к нам.

 

 

Анна Ландихова