Art Chicago: быть или не быть на карте арт-маршрутов

«There is no mafia in Chicago» - заявляет, ухмыляясь и попыхивая кубинской сигарой, глядя на меня с чашки с горячим чаем, дон Аль Капоне. Это чуть ли ни самый популярный сувенирный слоган Ветреного Города (как принято называть Чикаго в Америке). С озера Мичиган ветер и правда дует холодный не по-майски. Так что приходится прерывать прогулку по городу, согреваясь чаем в уютных чикагских кафе.

Если вернуться к временам знаменитого мафиози, то удивляешься, какой же интересный все-таки культурный феномен получился с главным городом Иллинойса. Около века назад интенсивно развивающийся промышленный Чикаго привлекал тысячи работяг и нищих со всей Америки и Европы. Кто бы мог подумать, что этот индустриальный город станет одним из важнейших культурных центров страны? Но разбогатевшие чикагские промышленники и мафия стали вкладывать деньги в облагораживание города. Чернокожие афроамериканцы привезли сюда из Нового Орлеана лучший блюз и джаз. И так, шаг за шагом, Чикаго формировал тот культурный потенциал, которым город так знаменит сейчас.

Огромный витражный купол и мозаичный холл работы Луиса Тиффани в Городском культурном центре, скульптуры Пикассо, Хуана Миро, мозаичные панно Марка Шагала на улицах города, и, совсем уж контемпоральная, знаменитая на весь мир гигантская скульптура Аниша Капура в парке Миллениум – вот далеко не полный перечень культурных must-visit в Windy City.

Поэтому появление в Чикаго крупной арт-ярмарки не было случайностью.

Art Chicago впервые прошла в 1980 году, и следует заметить, что кроме швейцарского Арт-Базеля у выставки долго не было конкурентов ни в Старом, ни в Новом свете. Но времена меняются. На арт-арену выходят новые регионы, да и в самих США в 1990-х появилось и укрепило позиции The Armory Show, в начале 2000-х в Америку приходит Art Basel Miami Beach. И Арт-Чикаго потихоньку стала сдавать позиции, удаляясь на периферию значимых арт-маршрутов.

Инсталляция Хунг Саб Шин на Арт-Чикаго

Менеджмент шоу (кстати, Art Chicago и  The Armory Show принадлежат одной корпорации) не раз пытался  спасти ситуацию. В случае с этой ярмаркой это не только дело чистого бизнеса, но и неотъемлемой частички истории американского и мирового арт-рынка. Поэтому в последние пять лет руководство ярмарки правдами и неправдами пыталось вернуть Арт-Чикаго былой статус. Насчет «неправд», например, - в прошлом году ярмарка интенсивно рекламировала участие в выставке такого арт-гиганта как галерея White Cube, но в арт-кругах быстро поползли слухи, что менеджмент пригласил галерею бесплатно, да еще, скорее всего, и доплатил за участие, надеясь привлечь как галеристов, так и коллекционеров громкими вайт-кьюбовскими именами. Подтверждение артовское сообщество узрело еще и в том, что владелец White Cube Джей Джоплин, который знаменит тем, что на арт-ярмарках сам лично отрабатывает рабочий день от открытия до закрытия, на прошлогодней Арт-Чикаго ограничился тем, что прислал на ярмарку ассистентов.

Анонсирование проекта Шепарда Фэйри в центральном холле выставочного центра Мэрчандайз Март

Но, наконец-то, вопреки ожиданиям скептиков, можно с радостью заявить, что шоу Арт-Чикаго 2011 оправдало и усилия организаторов, и надежды посетителей. Хотя об абсолютном перерождении говорить рано, но в этом году таки удалось вдохнуть новую жизнь в старейшую арт-ярмарку США.

Прежде всего, организаторы сократили выставочную площадь на два ряда и усилили кураторский отбор. На освободившиеся места переместили сателлитную ярмарку NEXT, которая отличается преобладанием инсталляций и медиа-арта в духе cutting-edge, т.е. является весьма экспериментальной и новаторской, и в предыдущие годы проводилась на отдельном этаже.

Инсталляция на NEXT art-fair

Несколько выставочных площадок были отданы некоммерческим молодежным спецпроектам Чикагского института искусств. Некоторые сочли этот шаг уж очень решительным, боясь, что ярмарка утратит свой элитарный статус, но получилось очень даже свежо. Следует учесть, что Art Institute of Chicago занимает третье в США место по выпуску студентов самых различных специализаций в сфере искусств, делает город своеобразной Меккой для артовской молодежи и имеет множество достаточно серьезно курируемых выставочных площадок, поэтому объединение усилий для укрепления арт-имиджа города было предпринято совсем не зря.

Также на Арт Чикаго появилась весьма распространенная тенденция «фокуса» на определенных видах искусств. В этом году фокус был наведен на фотографию. Галеристам, представляющим фотоработы, предлагалось поместить на выставочном стенде табличку, которая помогала сделать галерею частью специального экскурсионного маршрута, проводимого для коллекционеров и музейщиков.

Ну, и главной сенсацией года, после чего ярмарку уж точно будет сложно продолжать считать консервативной, стал спецпроект уличного художника Шепарда Фэйри, более известного в народе под псевдонимом Obey Giant. И важность его появления на ярмарке даже не в том, что Шепард прозвучал в фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», и не в том, что именно он создал культовый предвыборный постер Барака Обамы, и его работы несомненно привлекают внимание на улицах Лос-Анджелеса и Майами, а в том, что силк-скрин работ Фэйри на авторском коллаже практически никогда нет на арт-рынке, и они становятся настоящим объектом охоты для коллекционеров со всего мира. «Он, наверное, предпочитает жить очень скромно, потому как печатает новые работы из тиража крайне редко. А ведь на них очередь стоит!», - сообщает один знакомый коллекционер, по счастливому случаю успевший прикупить работу Obey.

Работы Шепарда Фэйри (Обея Гиганта) на Арт-Чикаго 2011

Да, по словам галериста Шепарда, у них 8 тысяч человек в waiting-list, и при этом сам Фэйри печатать новый тираж не торопится, делая на продажу всего несколько десятков принтов на коллажах в год и определенное количество более тиражных и доступных по цене принтов на бумаге, массовая охота на его произведения, кажется, его мало волнует, а потому он даже проводит акции вроде «Если у тебя нет денег купить мою работу, просто скажи, почему бы ты хотел ее приобрести, и получи ее в подарок».

Пользуясь моментом ажиотажа вокруг Обея Гиганта, галеристы настолько окрылились, что даже забыли заповедь «Клиент всегда прав». Но коллекционеры были готовы сносить все, нервно наблюдая, как одна за другой возле работ появлялись красные точки, возвещающие о продаже. Я также решила купить небольшую работу художника. Директор галереи нахмурилась, узнав, что я не только коллекционирую искусство, но также курирую галерею, и даже готова была отменить сделку в последний момент. Пришлось уверять, что работа действительно будет в моей личной коллекции и подписать специальное соглашение, которое обязало меня не перепродавать работу в течение трех лет. На мой вопрос, можно ли будет пообщаться с Шепардом для журнала, галерист нервно отрезала, что он на ярмарку возвращаться не собирается, что он где-то диджеит, и, конечно, она не знает где, а потом сразу же вылетает домой в Калифорнию. Ах, да, каталоги, которые, как правило, бесплатно дают купившим работу клиентам, на сегодня закончились…

Но помимо чрезмерно окрыленных успехом галеристов и разочарованных столь скорыми солд-аутами опоздавших клиентов, над Арт-Чикаго витали и другие признаки возрождающейся популярности шоу – наличие многих легендарных художников, ажиотаж в кругах коллекционеров, множество посетителей из других штатов и стран (чего еще в прошлом году, к примеру, не было, а в этом году на ярмарке можно было встретить коллекционеров из Канады, Кореи, Бразилии, Германии, Британии, различных регионов США и других стран). 

Инсталляции Питера Антона из пластиковой выпечки и конфет

Если пройтись по тенденциям, то сенсационных открытий новых имен назвать нельзя. Но и на периферии арт-процессов Арт-Чикаго в этом году уж точно не было: все было в духе современных течений и веяний – восковые скульптуры, видео, вмонтированное в фотографию, и постановочная фотография сама по себе, стрит-арт, ready-made и бутафорные инсталляции, компьютерный и хэнд-мэйд коллаж. Лично для меня открытием стал бельгиец Фред Эердекенс, делающий абстрактные витиеватые скульптуры из проволоки, которые под направленным светом формируют читаемый текст из теней.

Работа Фреда Эердекенса на ярмарке NEXT. Инсталляция из проволоки читается только с помощью света, создающего тени

Работы украинских художников Виктора Сидоренко и Назара Билыка на стенде Black Square Gallery

Многие галеристы настолько поверили в перемены на Арт-Чикаго в этом году, что вернулись сюда даже после не вполне удачного прошлогоднего шоу. «Я даже королевскую свадьбу пропустил!», - делится Ник Вульф, лондонский галерист, представляющий абстрактные работы художника Рассела Веста из обмакнутых в краску лоскутков.

Абстрактная работа британского художника Рассела Веста

«Мне нравится Арт-Чикаго тем, чем тут всегда можно найти работы широко известных художников, но в более бюджетном варианте. На Арт-Базеле, к примеру, мне Херст не по карману, а тут вот я нашел принт с бриллиантовым черепом на черном картоне всего за 4 тысячи долларов. Правда тираж тысяча экземпляров…», - откровенничает Ричард, молодой начинающий коллекционер из Канады.

Но в восторге от ярмарки были не все.  «На Арт-Чикаго по-прежнему много модерн-арта. Выставка сможет заново приобрести действительно важное значение, когда оторвется от всех этих устаревших вещей. Этой картине место на антикварном салоне, который как раз проходит на восьмом этаже», - с революционной бескомпромиссностью, свойственной ее возрасту, заявляет Лея, 20-летняя студентка, кивая головой в сторону небольшого авангардного натюрморта кисти Макса Вебера.

Восковая скульптура Керол Фурман

В последний выставочный день, за час до закрытия шоу, скромный и вежливый Шепард Фэйри сам принес упакованную, купленную мной работу в наш выставочный бокс, и на просьбу нашего менеджера выслать в подарок подписанные книги, без проблем записал наши имена и адреса в маленький карманный блокнот. А через два дня кто-то выставил и продал на Ebay его работу на полторы тысячи дороже максимальной рыночной цены, зафиксированной на шоу. Пример небольшой, но подтверждающий то, что ярмарка свою главную функцию выполняет – помогает коллекционерам найти профессиональные галереи, которые, в свою очередь, помогают им сделать грамотные инвестиции в искусство. По-моему, это дает позитивный ответ на вопрос, верить или не верить в такое внезапное возрождение Арт-Чикаго.

 

Анна Милашевич из Чикаго для ART UKRAINE

Все фото автора