Арт-Каток или Цифрами по творческому самолюбию. Анатолий Криволап

Идея возникновения данного блога возникла неслучайно. Часто, рассказывая об украинском искусстве за рубежом, приходится сталкиваться со встречным действием: при упоминании имен наших художников серьезный арт-функционер тотчас вводит имя в карманном девайсе, проверяя его позицию на аукционных торгах, после чего с улыбкой спрашивает «Простите, а где он?». Публичные продажи сегодня являются показателем успешности художника, равно как и его наличием в мировой художественной истории. И если мы не хотим оставить украинское искусство уделом местных арт-дилеров и устоявшейся среды местной элиты – необходимо действовать решительно и жестко. В чем-то даже жестоко, без анестезии.

Каждую неделю мы будем брать для рассмотрения одного из украинских художников, и проверять на следующие возбудители: положение внутри страны, публичные продажи в Украине и за рубежом, возможности к росту или стагнации творческой карьеры. Несмотря на безапелляционный язык цифр и сопутствующих фактов, предрекаю возможные обиды. Но пусть они послужат стимулом к развитию.

Анатолий Криволап. Конь, вечер. 2012. Холст, масло

 

В первом материале не удержался написать об одном из своих любимейших украинских художников – Анатолии Криволапе. Тем более оправданным этот материал кажется в свете рекорда публичных продаж, случившегося в июне 2013 года: картина «Конь, вечер» была продана на Philips (Лондон) за 122 500 фунтов. На этой фразе личные привязанности отходят в сторону, начинается статистика с подведением итогов в конце.

Анатолий Криволап (род. 1946), официально самый дорогостоящий украинский художник.

По состоянию на октябрь 2013 года имеет 18 аукционных историй, из них:

- 11 украинских домов

- 7 международных домов

- обращает на себя внимание отсутствие некоторых данных по итогам украинских торгов – отечественные дома имеют практику не публиковать эти данные (что, на наш взгляд, неразумно – это исключает возможность использования их при финансовой аналитике), по собственным данным – в 50% случаев продажи были осуществлены.

- в 6 из 7 международных продаж уходил выше эстимейта (ориентировочной стоимости продажи, установленной аукционным домом, не путать со стартовой ценой торгов), единожды – в пределах эстимейта.

- далее прослеживаем резкое увеличение эстимейта на международных торгах относительно внутренней «украинской» оценки. Становится интереснее. Как правило, это связано с заранее определившимся покупателем, желающим на входе поставить покупке «планку» для последующих продаж, либо с «подставным лицом» аукциона / дилера, играющим 1 на 1 с заряженным на покупку коллекционером; в нередких случаях – покупка через представителя у самого себя, для повышения ликвидности предмета и художника в целом.

- предыдущий пункт в любом из 3-х случаев не играет против художника, скорее говорит о правильной маркетинговой работе. Однако третий возможный случай может сыграть против коллекционера.

- среди международных домов лишь единожды присутствует член "Большой Двойки" (Sotheby's / Christie's), что подтверждает неготовность ведущих аукционных брендов работать с украинским рынком: лояльность аукционов "второго эшелона" к выходцам из стран СНГ известна, в первую очередь за счет наработанных связей с устоявшимся классом любителей постсоветского искусства.

- любопытно, что работы, успешно реализованные на аукционах - созданы после 2000 года (тогда как наиболее значимый для искусствоведов "украинский" период приходится на середину 1990-х), а "пик" продаж – работы 2009-2012 года создания. С большой долей вероятности это также говорит о системной работе представителей художника на рынке (торги спровоцированы хозяевами наибольшего числа работ позднего периода, или представителем художника).

- при всем этом ни одной повторной продажи (т.е. данных для разговора об успешной капитализации – перепродаже, использовании в качестве финансового инструмента). Возможно, это можно связывать с желанием коллекционера обладать предметом искусства, нежели интересом продажи, либо о выдержанных сроках владения (наиболее удачным по статистике является период от 4 до 8 лет до повторного выхода на торги).

 

Итого имеем:

- средний эстимейт для внутренней (украинской) среды 15 000 - 20 000 GBP, превышение эстимейта по продажам до 20%, без повторных продаж. В 90% случаев результаты торгов не публиковались.

- средний эстимейт для международной среды 30 000 - 50 000 GBP, превышение эстимейта по продажам до 300+%, без повторных продаж.

 

Важно: мы говорим терминологией и с точки зрения функционеров аукционного дома, которые будут оценивать ее в случае продажи новым владельцем.

Интересный момент для рассмотрения. Предположим, что художник решил продать на родине другие картины серии с лошадьми, топ-работа из которых принесла рекордную продажу за рубежом. Что за этим последует, и как формировать цену / проверить ее обоснованность.

В первую очередь, смотрим, есть ли другие продажи серии. И находим их! Картина - "Конь, ночь" (2009) была продана на Philips за 79 250 GBP, при эстимейте 30 000 - 50 000 (ноябрь 2011). Делаем заметку, что это тот же аукционный дом, что и обеспечил рекордную продажу двумя годами после.

Для понимания целесообразности покупки картины той же серии и названия (сам Анатолий Криволап в общении с покупателем не разделяет понятий "серия", "авторская копия" и "творческая копия") необходимо узнать время создания работы. Если она была создана в 2009-2010 (ДО успешной продажи) – она обладает потенциалом "серии" на уровне 60%-100%, если после аукциона – стоимость автоматически откатывается на 80%, ибо речь идет о "реплике" (повторе).

Хотя, все цифры в итоге могут разбиться о краеугольный камень арт-реалий: предмет искусства стоит ровно столько, сколько за него готов отдать покупатель. А мотивации, как известно, бывают разные.

В целом приходится констатировать: инвестируя в картины Анатолия Криволапа, необходимо ориентироваться на повторную продажу на внешнем рынке, что автоматически влечет увеличение расходов на содержание, экспонирование, транспортировку, процент аукционному дому и прочие расходы. Официально зафиксированных повторных продаж у нашего художника нет.

Также следует обратить внимание на возраст художника и принадлежность выбранной работы к определенной "серии" – чем более она "закрыта" (художник публично объявляет, картины не будут дописываться в нее), тем качественнее потенциал инвестиции. Как правило, ввиду невозможности появления новых работ, после закрытия серии она увеличивается в цене в 1,2 - 1,8 раза.

Тем не менее, Анатолий Криволап принимает активное участие в экспозиционной работе. Весной этого года в Mironova Gallery прошла персональная выставка его новой серии, также несколько работ нашли законное место на ретроспективе «Велике i Величне» в Мыстецком Арсенале. Однако эксклюзивно художника в Украине не представляет никто, что делает возможным приобретение работ (и торг!) непосредственно в мастерской.

Положительным фактом я бы выделил работу на «нивi мистецтва» дочери художника, Анны Криволап, уже сегодня – потенциального хранителя семейной коллекции, регулирующего вопросы экспертизы и атрибуции, имеющего эталонную базу и сформировавшего каталог-резоне. Отрицательным фактом – отсутствие достаточного освещения в прессе творческой жизни художника (кроме единичных громких международных продаж), последовательной маркетинговой работы и привязки к западной галерее-фронтмену / дилеру на уровне эксклюзивных многолетних отношений.

Анатолий Криволап. Вечер на озере. 2011. Холст, масло

 

Итак, какие выводы сделает потенциальный коллекционер, заинтересованный в приобретении работ Анатолия Криволапа? С его точки зрения, на основе имеющейся информации, в художника стоит вкладывать, если:

- вы мечтаете приобрести колоритную фигуративную живопись с потрясающей колористикой;

- вы желаете расширить коллекцию художников стран Восточной Европы оригинальными, самобытными работами украинского автора;

- вы приехали на «Русские торги» ведущих аукционных домов, а встретили «в довесок» красивую живопись из соседней страны;

- вы хотите получать бесплатные пригласительные на открытия выставок художника, и делать эксклюзивные посты в Instagram;

- для вас главное – подлинность работы и личное знакомство с художником, а нее возможность ее перепродажи.

 

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если вы:

- опасаетесь игры представителей художника на аукционах с целью фиктивной раскрутки имени;

- надеетесь на успешную повторную продажу в пределах Украины или за рубежом;

- не знакомы с семьей художника лично;

- не имеете гарантий от художника / галереи, что вашу работу будут охотно брать на ретроспективные выставки для увеличения капитализации (повышения стоимости).

 

Первый шаг сделан. Кто будет на «Арт-Катке» на следующей неделе? Узнаем в скором времени! До встречи)

 

 

Денис Белькевич