Артем Волокитин: «Человек всегда запускает салют и провоцирует взрывы»
В Dymchuk Gallery открылась персональная выставка Артема Волокитина «Руководство по эксплуатации». Обладатель первой премии конкурса PinchukArtCentre Prize 2009 и один из участников павильона Украины на Венецианской биеннале 2015, Волокитин в беседе с Катериной Филюк рассказывает, в чем разница между салютом и фейерверком, и почему после поездки на биеннале ему еще больше хочется заниматься живописью.
Артем Волокитин. «Зрелище-4» (холст, масло, 2014-2015, 140х250 см)
У зрителя, хорошо знакомого с Вашим творчеством, Ваши работы, в первую очередь, ассоциируются с изображением человеческого тела, созданием удивительных психологических портретов обычных людей. Но вот уже больше года Вы работаете с совершенно другими сюжетами. Как и почему началась новая серия?
Взрывы появились после долгого ступора, связанного с событиями, которые происходят в нашей стране, но оцепенение миновало, опять появились силы, интерес, и тогда захотелось расстаться с этими тревогами и страхами. И масштабно запечатлеть ужас наступающей агрессивной действительности в виде гигантских вспышек. Я сделал несколько работ, которые были представлены в PinchukArtCentre. После этого было сделано еще несколько работ на эту же тему. Пейзаж был изображен как некий черно-белый фон, а агрессивная реальность в виде взрывов бросалась на зрителя. После этого началась история с салютом.
Но ведь салют и взрывы – это совершенно разные вещи…
Да, но я поймал себя на мысли однажды, что когда я слышал за окном характерный звук салюта, каждый раз ждал, когда он закончится таким характерным треском в конце. Если этот звук в конце есть – значит, это салют, а если нет – возможно, это выстрелы. Тогда мне пришла в голову мысль, что салют для меня – символ сигнального огня, массы сигнальных огней. Только они свидетельствуют не о том, что кому-то нужна помощь, что кто-то потерялся, а о том, что все в порядке. Что в регионе, области, стране все благополучно, никто не боится грохота и вспышек. Мне захотелось это запечатлеть.
Работы Артема Волокитина с выставки «Руководство по эксплуатации» в Dymchuk Gallery
Многие украинские художники говорят, что работа в мастерской во время трагических событий на Майдане и на Востоке страны стала своеобразной медитацией, помогающей справиться с потрясениями. Так ли это для Вас?
У меня похожая ситуация. Каждый раз я радовался, что есть определенный срок, к которому нужно сделать работы, и поэтому нет возможности сидеть в печали и концентрироваться на собственных переживаниях – нужно работать. Замечательная трудотерапия. А в процессе, конечно, происходит переосмысление. Поэтому, я доволен этой серией, и мне ее, почему-то не хочется завершать.
В новой серии, в отличие от предыдущих работ, отсутствует изображение человека – только отстраненная холодная красота взрывов и фейерверков. С чем это связано?
Да, действительно – человека нет, но, возможно, он скоро появится в моих работах, потому что я об этом стал задумываться. Для меня салют никогда не был чем-то символичным, а потом в одночасье стал таковым. И потом, сейчас салют стал редкостью. В процессе работы я выяснил, что салют – это когда бьют артиллерийские орудия холостыми патронами, и обычно это – ознаменование победы или празднование юбилея, а вот фейерверк – яркое шоу для развлечения толпы. А человек, в каком-то смысле, всегда незримо присутствует как зритель, или как тот, кто запускает салют и провоцирует взрывы…
Работы Артема Волокитина с выставки «Руководство по эксплуатации» в Dymchuk Gallery
Расскажите немного о Венецианской биеннале и о павильоне Украины, в котором в этом году представлена Ваша работа.
На мой взгляд, украинский павильон – это очень удачная работа, и, возможно, даже слишком тонкая для того места, где он находится. Но, с другой стороны, эта набережная и этот неожиданный стеклянный объект говорит о многом. Само сооружение – уже яркое и важное высказывание, поэтому, мне кажется, все удалось. И работы художников прочитываются даже без излишнего погружения в контекст и концепцию проекта. А еще видеть фоном своей работы эту безмятежную набережную – очень странно и интересно.
Работы Артема Волокитина с выставки «Руководство по эксплуатации» в Dymchuk Gallery
Вам не кажется, что в Украине зачастую принято немного фетишизировать роль этого международного события? Как Вы оцениваете Венецианскую биеннале-2015?
Мне кажется, что это как мечта о Париже людей, которые там никогда не были. Конечно, во время биеннале в Венеции происходит очень много всего интересного, но я приехал не впервые и у меня уже были определенные ожидания. И, к слову, здание Арсенала в Киеве мне нравится гораздо больше. Если говорить о национальных павильонах, мне понравился бельгийский и французский, в котором деревья самостоятельно передвигались по павильону. Интересно, что замысел стал понятен не сразу: в первый раз мы проходили мимо, и я подумал о том, как хорошо их тут разместили. Когда проходили во второй раз, я подумал: «Зачем их переставили?». А через некоторое время стало понятно, что они медленно перемещаются сами. После этого появилось подозрение ко всем деревьям вокруг.
Артем Волокитин
Не возникает ли у Вас желание после просмотра таких работ немного отойти от традиционной техники «холст, масло» и поэкспериментировать?
Наоборот, после этого мне еще больше захотелось работать с традиционными медиа. Перед выставкой у меня были задумки сделать объекты и видео, а потом я отказался от первоначальных замыслов. Мне захотелось какого-то спокойного созерцания, а не экспериментов. И в этом решении я окончательно утвердился по возвращении из Венеции, отчасти – потому, что там я увидел столько оригинального, что захотелось сделать все наоборот. Эта выставка в Dymchuk Gallery для меня стала основным аккордом последних нескольких лет. Здесь собраны работы из двух серий – «Зрелище» и «Необратимая красота». Таким образом сохраняется баланс: часть работ является переживанием тяжелых событий, другие несут в себе жизнеутверждающее начало.
Автор всех фото – Максим Белоусов
Об авторе
Екатерина Филюк – магистр философии, арт-критик, куратор выставок современного искусства. Директор Dymchuk Gallery. Участник международной исследовательской программы Национального музея современного искусства Кореи, Сеул.
Екатерина Филюк