Барнаба Форназетти: «Мой поиск направлен на концепты»

Ателье Форназетти — икона итальянского дизайна. Творческое наследие его основателя Пьеро Форназетти (1913—1988) является едва ли не самым богатым среди всех художников ХХ века — более 11 тысяч художественных объектов. Его уникальность — в том, что в его руках любая прикладная, обычная вещь превращалась в произведение искусства. Мебель, скульптуры и гравюры, графика, ткани, стекло, ширмы, подносы, керамика, множество других вещей в Форназетти оживали и выходили за пределы обыденности. Форназетти вдохновлялся книжной культурой, типографикой, архитектурой и сюрреализмом — и одновременно создавал образы, которые плотно вплелись в европейскую популярную культуру. Этот вкус к эксперименту, умение сочетать изящество и чувство юмора присущи и его сыну Барнаба Форназетти (Barnaba Fornasetti), ставшему специальным гостем на фестивале «Книжный Арсенал» в этом году.

Барнаба Форназетти. Фото: Максим Белоусов

Статья из ART UKRAINE № 4(23) 2011 июль-август. Рубрика ИНТЕРВЬЮ

В начале своей лекции вы объявили о выходе книги, созданной на базе знаменитого архива Форназетти.

— В этой книге я попытался отразить достаточную часть, приблизительно 70 процентов архива. Но последняя часть, там еще не все приведено в порядок, не все упорядочено. Описывая архив, мой отец говорил об 11000 объектов, мы насчитали 13000. Есть общая часть, где указаны подразделения архива, и все это зарегистрировано с необходимыми ссылками. Есть оригинальные рисунки, есть литографии, есть технические чертежи и рисунки декора, а не самого предмета. Модели, эстампы, раскрашенные вручную, необходимые калористам литографические пленки, пластины и значительная часть предметов. В 1960 году был шоу-рум, там было 10000 экспонатов, от крохотных чашек до заборов. Кроме этой коллекции я храню еще тысячи две экспонатов. И есть еще эскизы, рисунки, картины, чертежи, которые к прикладному искусству непосредственно не относятся.

 

Кем вы себя видите по отношению к Fornasetti? Продолжателем, хранителем традиций, человеком, который развивает, переосмысливает – какова ваша роль?

— Всего понемногу, конечно, но, скорее всего, продолжатель. Мой отец обрисовал свою концепцию дизайна и спроектировал ее с учетом возможности дальнейшего развития. Поэтому и архив задуман и сделан таким образом, чтобы это виделось, как проекция, вне зависимости от того, идет ли речь об отце или сыне. Мой отец изобрел совершенно оригинальный творческий метод — и с точки зрения технической и с точки зрения художественной, и этот метод продолжает работать. Сегодня ателье, мастерская, сотрудники, которых я взращиваю — все так организовано, чтоб можно было продолжать. В каком—то смысле отцу повезло, что его сын заинтересовался и занялся этим (улыбается).

 

Рисунки на фарфоровых тарелках из серии "Tema E Variazione" 

И что тут главное на современном этапе?

— Меня интересует, прежде всего, насколько все, что касается Форназетти, может быть применимо к разным сферам, принимать другие формы. Мой поиск больше направлен на концепты, нежели на какой-то материал. Меня волнует совместимость материалов, предметов и декора — она должна быть инновационной и менее формальной. Я не могу сказать, что я одержим модерном, современностью. Но это важно для Форназетти, потому что наша сила – именно в проявлениях через самые различные направления и стили.

 

— По-вашему, суть метода Fornasetti в абсолютной универсальности его декора?

— Именно так. Я вообще считаю, что декор – это форма искусства, которая становится все более необходимой для нашей души. Были, правда, периоды, когда выступали против декора, боролись с излишествами, период минимализма, например. Это как музыка, а мир без музыки был бы грустен. Точно также мир без украшений, декора – это означало бы лишить себя радости жизни. Форназетти помогает публике принять и воспринять этот творческий посыл через привычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни.

 

Рисунки на фарфоровых тарелках из серии "Tema E Variazione" 

— Собственно, такова роль дизайна вообще.

— Да, но дизайн делится на два больших направления: индустриальный, и тут царит практичность, и художественный дизайн, связанный с концептами, количественно ограниченный, часто речь идет об одном экземпляре. Это уже другой рынок. Еще когда это все начиналось, Пьеро Форназетти склонялся к художественному направлению.

 

— То есть декор Fornasetti – это искусство?

— В каком-то смысле, конечно: довольно сложно провести грань между декором и  искусством. Однако для меня отличия очевидны. Например, у меня была дискуссия с итальянским арт-критиком Джерманом Чейланом. Он, выступая перед молодыми дизайнерами, призывал их быть более провокационными, если они хотят быть более инновационными, а я считаю, что в контексте декора это сложно, потому что он привязан к практическим аспектам, тут есть намного больше границ, чем у чистого искусства.

Рисунки на фарфоровых тарелках из серии "Tema E Variazione"  

— В таком случае, какие инструменты использует декор, чтобы быть современным?

— Это оружие иронии. Как раз последняя коллекция, созданная мной, так и называется: «Оружие ирони». Там я воспользовался изображениями старинного оружия и там есть ирония по отношению к оружию, хотя бы потому, что я пацифист. Я играю с оружием в таком смысле.

 

— В мире, который стремительно глобализируется, каково место семейных маленьких предприятий, есть ли у них будущее?

— Мы уже увидели, в каких условиях находится глобальная экономика. Мы дошли до точки максимального распространения, максимальной экспансии и многие замечают, что устойчивый рост становится все более проблематичным. Потому мы должны изменить экономические правила…

Офисная коллекция "Armistizio" 

— Да вы революционер...

— Нет, я реалист. Если кто-то говорит, что я революционер, то это их проблемы, потом пусть сами разбираются. Вообще же, на мой взгляд, функция революционеров только в том, чтоб ускорять устойчивую мысль, чтобы сделать менее катастрофическими решения, связанные с изменениями.  Это очень важно, особенно для грядущих поколений.

 

Как же надо изменить экономику?

— Странно, когда такие вопросы задают тем, кто не связан непосредственно с управлением экономикой. Этим должны заниматься экономисты, но, очевидно, экономисты слишком погрязли в своих мэкономических еханизмах, что не позволяет им мыслить шире. Однако уже есть определенные сообщества, которые пользуются новыми критериями. Для них, например, основным критерием является уже не ВВП, а определенные гуманитарные ценности, более связанные с производством предметов первой необходимости и предоставлением общественных услуг. Сегодня мы часто делаем что-то совершенно бесполезное, просто чтоб создавать рабочие места, давать людям работу. Вместо этого мы должны делать то, что позволяло бы улучшать качество жизни.

 

Офисная коллекция "Armistizio" 

Через два года будет 100 лет со дня рождения Пьеро Форназетти. Планируется ли какая-нибудь выставка к этому юбилею?

— Конечно. Мы уже начинаем думать об этом и, разумеется, ее нужно начинать с Милана, родного города. Впрочем, я уже довольно давно пытаюсь провести крупномасштабную выставку в Милане, но что-то власти мне не содействуют, а скорее наоборот. Это немыслимо.

 

— Но я уверена, что все мировые музеи будут счастливы принять такую выставку: Лондон, Париж…

— Да, очень вероятно, что в итоге выставка стартует где-то за границей. Но это чисто итальянское явление. Есть старинный латинский афоризм, который можно перевести как «Нет пророков в своем отечестве», он полностью касается итальянцев.

Будем надеяться, что Киев будет одним из первых городов. Ваш Арсенал – просто потрясающее пространство. Конечно, все зависит от множества факторов, но я бы хотел, чтобы здесь прошла юбилейная выставки Fornasetti.

 

Зоя Звиняцковская