БАРТЕЛЕМИ ТОГУ: «Истинное искусство делает конкретные предложения»
17 июня в PinchukArtCentre открылась международная групповая выставка «Хрупкое состояние», участниками которой стали 10 ведущих художников мира: Марина Абрамович, Ай Вэйвэй, Дуглас Гордон, Карлос Мотта, Оскар Мурилье, Сантьяго Сьерра, Бартелеми Тогу, Ян Фабр, Урс Фишер и Дэмиен Херст.
Журналист ART UKRAINE Роксана Рублевская побеседовала с автором керамической инсталляции «Преодолеть вирус!» Бартелеми Тогу о проблематике его работ, благотворительном проекте в Камеруне, творчестве африканских мастеров и о том, почему процесс копирования благотворно влияет на формирование собственного стиля.
Об участии в проекте «Хрупкое состояние»:
Если говорить о моем личном отношении к названию выставки «Хрупкое состояние», то я считаю его очень точным. Всем нам отведена определенная роль и в космическом пространстве, и в жизни, и в городе. У каждого своя миссия, даже у тех, кто по нашему мнению, небезопасен для общества. Когда я анализирую события последних 15 лет, начиная с теракта 11 сентября 2001 года, приходит осознание незащищенности. Конечно, принято демонстрировать свою смелость и твердость, но от притворств наши страхи и проблемы не исчезают. Увы, мы вынуждены жить, ощущая собственную беспомощность и уязвимость. К сожалению, несмотря на все достижения цивилизации, люди так и не смогли предотвратить голод, войны, теракты и эпидемии.
О керамической инсталляции «Преодолеть вирус»:
Проект «Преодолеть вирус!» я создал для премии им. Марселя Дюшана в 2016 году. Темой работы стала «чума» 21 века, уносящая жизни сотен тысяч людей, вирусы СПИДа и Эболы. Долгое время я лично работал вместе с учеными института Пастера, которые согласились поделиться результатами своих исследований. Это дань уважения тем, кто тратит свои силы на попытки отыскать универсальное средство исцеление. Вазы имеют символическое значение в разных культурах мира. С одной стороны – это объект, в котором переносятся жидкости, с другой – проекция человеческого организма, содержимое которого может быть чистым или зараженным. Масштаб инсталляции намерено увеличен, чтобы создать эффект присутствия и посетители смогли установить прямой контакт со смертельной опасностью.
Бартелеми Тогу и его проект «Преодолеть вирус!»
Фотографии предоставлены организаторами
О проблематике:
Меня интересуют серьезные остросоциальные темы: стихийные бедствия, экономические связи между севером и югом. Например, Африка поставляет миру кофе и какао, но цены называет Запад, делая местных крестьян нищими. Для меня актуальны темы беженцев, миграции и границ, которые устанавливают сами люди, а иногда и правительства отдельных сильных государств.
О роли художника в обществе:
Я считаю, что художнику отведена особая роль в обществе и ее очень точно смог сформулировать Альбер Камю в 1957 году во время вручения ему Нобелевской премии. «Я никогда не ставил творчество превыше всего. Напротив, оно необходимо именно затем, чтобы не отдаляться от людей и, оставаясь самим собой, жить точно так же, как живут все окружающие. Вот почему истинному художнику чуждо высокомерное презрение. Он почитает своим долгом понимать, а не осуждать. И если ему приходится принимать чью-то сторону в этом мире, он обязан быть только на стороне общества». Читая эти строки, я понял, что должен создавать такие работы, которые бы сопереживали человечеству.
Истинное творчество не только заставляет вас мечтать, но и делает конкретные предложения. Поэтому мое искусство доходит до реализации настоящих банановых плантаций в родной деревушке Камеруна. Я не считают это меценатством, скорее – необходимой социальной работой. Это мой ответ на проблему дефицита еды и рабочих мест в африканском селе. Для того чтобы помогать, нужно иметь душевную щедрость, потребность делиться и дарить. Существует понятие «человек дающий» и мне крайне важно ему соответствовать.
О взаимодействии со зрителем:
Не могу сказать, что, создавая свои художественные проекты, я думаю о зрителе. Скорее – о реализации идеи. Мне важно оставлять публике свободу трактовать произведения по-своему. Смыслы нельзя навязывать, иначе творчество превратится в идеологию.
Бартелеми Тогу
Об академическом образовании:
Я провел годы за изучением классической живописи, графики, скульптуры, создавая копии известных бюстов Микеланджело и Донателло. Процесс наследования великих мастеров Возрождения помог стать наблюдательным, научиться видеть мельчайшие детали, скрытые от глаза простого зрителя. Далее я оказался в Высшей школе искусств Гренобля и Государственной академии художеств Дюссельдорфа, где занимался видео, инсталляцией, перформансом и фотографией. У меня нет никаких предпочтений, а значит, и «слабых» мест. Когда возникает идея, достаточно просто выбрать наиболее подходящую форму.
Мой путь – особенный, поэтому я не могу ничего навязывать. Что касается моего отношения к академическому образованию, то сейчас художнику важно поступать в школу, которая сделает его универсальным мастером. Если автор лишен возможности качественного обучения, это существенно ограничивает его в производстве и разнообразии методов. Вся жизнь дана там, чтобы экспериментировать, расширяя палитру навыков.
О формировании стиля:
Копирование – необходимый этап в жизни каждого автора. Он помогает сформировать чувство вкуса и причастности к великому искусству. Когда вы смотрите на скульптуру кардинала Ришелье, когда изучаете его драпировку, заостренные черты лица, вы захватываете форму, которую потом можете передать на бумаге или в мраморе со свойственной вам манере. Вы никогда в точности не повторите гения, но научитесь импровизировать. Фиксация образа, захват его души – всегда индивидуальный процесс. Это объясняется уникальностью восприятия каждого из нас.
О лучших работах:
Я могу назвать три проекта, которыми по-настоящему горжусь. Это – «Bandjoun Station», благотворительная социально-культурная инициатива, которую я создал в знак поддержки своих соотечественников. Помимо плантаций и фонда, я построил арт-центр в Камеруне, куда приезжают художники со всего мира, создавая групповые проекты с местными мастерами. Если говорить о лучших работах, то, пожалуй, это «Городской реквием», представленный Венецианской биеннале 2015, и работа «Преодолеть вирус!», которую вы видите сегодня в PinchukArtCentre.
Бартелеми Тогу
Об искусстве африканских мастеров:
В основе искусства современных африканских мастеров – претензия к миру. Это громкие провокационные социально-политические высказывания. Эти люди живут в несвободе, войне и лишениях, что напрямую отражается на их творчестве. В попытке выразить протест, они используют в своих работах пустые гильзы, осколки снарядов и обыкновенный мусор, чтобы человечество обратило внимание на их бедственное положение.
О новом проекте «Strange Fruit»:
На данный момент я работаю над новым историческим проектом, инспирированным кровавыми событиями 1944 года в США, когда чернокожих линчевали, а их трупы в назидание вешали на деревьях. Эта ситуация описана Billie Holiday в песне «Strange Fruit». Мне же хотелось создать ее пластическую интерпретацию. Уже в октябре 2017 Париж увидит масштабную звуковую инсталляцию, состоящую из бронзовых скульптур, керамики и нескольких арт-объектов.
О национальной принадлежности:
В эпоху глобализации было бы неверно считать себя французским, американским или африканским художником. Необходимо просто оставаться свободным автором, гражданином мира, но всегда помнить откуда ты родом. Я не считаю, что нужно ассоциироваться с искусством конкретной страны. Это ограничивает в выборе тем, средств выразительности и методов воздействия. Я живу в эпоху возможностей и скоростей. Вчера я был в Боготе, сегодня – в Киеве, завтра лечу в Берлин. Как бы самонадеянно это не звучало, хочется работать для всего человечества, не привязываясь к территории, власти или чьим-то предпочтениям.