Берлинская колыбель субкультур Haus Schwarzenberg отметила своё пятнадцатилетие!
Ася Баздырева о берлинском "андеграундном центре современного искусства" Haus Schwarzenberg и его работе
Как известно, Берлин является одним из мировых культурных центров, который странным образом притягивает свободных художников со всех уголков Европы. К счастью, всё самое интересное в городе скрыто от глаз человека, ориентируемого сити-гайдом. Но стоит лишь немного выбиться из потока туристов на центральных улицах, свернуть на соседнюю улочку или зайти в ничем не примечательный внутренний дворик, - непременно обнаружишь тот самый берлинский андеграунд, который пока ещё существует. Так, прогуливаясь по улице Розенталлер, можно заметить олдскул-афишу кинотеатра, манящий стрит-артом пассаж и далее – культурный центр Дом Шварценберг (Haus Schwarzenberg e.V).
В этом году Haus Schwarzenberg отпраздновал пятнадцатилетний юбилей. Началось всё с того, что в 1995 году группа «Dead Chickens», вместе с другими художниками из различных сфер искусства, организовали Клуб Шварценберг. Позднее, в этом же году, они арендовали полуразвалившееся помещение на Розенталлерштрассе 39. На данный момент культурный центр включает в себя кинотеатр, два музея (Museum Blindenwerkstatt Otto Weidt и Anne-Frank-Zentrum), два магазина, кафе (Café Cinema, Eschschloraque) и галерею Neurotitan. Главная цель существования дома – предоставление творческого пространства (достаточно дёшево сдающегося в аренду) для культурного производства, арт-шоу и выставок. Чёрная гора – так переводится название дома – это место, где соединяются история, культура и искусство, питая и вдохновляя художников своей особой атмосферой. Даже фасады дома говорят сами за себя: внешний вид их всё ещё напоминает жилой дом, но теперь более походит на заповедник стрит-арта, в котором отметились уличные художники со всего мира. Первое, что привлекает внимание во внутреннем дворе,- масштабные металлические монстры-скульптуры у входа в инопланетный бар Eschschloraque, который сам по себе является арт-объектом. Выше находится магазин галереи Neurotitan, который активно поддерживает молодых художников, продавая рисунки, принты, книги и журналы по современному искусству и прочее.
Галерея Neurotitan является основой культурной деятельности ассоциации и главная её функция – быть испытательным полигоном для молодых или неизвестных художников и музыкантов. Это экспериментальное пространство, объединяющее в себе многонациональное общество представителей как авангарда, так и субкультур, существующее за пределами «официального» мира искусства. Первая выставка состоялась здесь в начале 1996 года и на сегодня история галереи насчитывает их около восьмидесяти, плюс большое количество концертов, лекций, спектаклей, показов, мастер-классов и других активностей, проводимых в сотрудничестве с арт-фестивалями и институциями. Существование таких платформ как Haus Schwarzenberg играет значительную роль в сокращении разрыва между институциональным искусством и андеграундным, что немаловажно, ведь только в последние годы интерес к «негалерейному» творчеству снова появился, а пятнадцать и даже пять лет назад всё держалось исключительно на инициативе художников и их самоорганизации.
В данный момент Neurotitan представляет выставку «Who is afraid of friendly capitalism? Money Go Home или Отмена Денег», которая затрагивает тему крупнейшего мирового экономического кризиса последних двух лет. Так или иначе, этот вопрос коснулся каждого и, когда основные страсти уже улеглись и на горизонте замаячило финансовое улучшение, художники предложили устроить friendly capitalism lounge и посмотреть на ситуацию со стороны. Как говорят сами участники выставки, ничего не изменилось в лучшую сторону, а скорее наоборот. Мир давно поглощён потребительством, которое активно пропагандируется манящими кредитами услугами банков, заполненными рекламой средствами массовой информации, изобилующими хлебом и зрелищами торгово-развлекательными центрами. Но капитализм не может быть дружелюбным как и отношения, построенные на предоставлении финансовых услуг.
Среди участников выставки известный в Бруклине стрит-арт дуэт SKEWVILLE, творчество которого заключается в создании коммуникативного пространства в городской среде за счёт апеллирующих к «традициям улиц» визуальных образов; полячка Анна Нидхарт, фантомные акварельные персонажи которой напоминают сочетание творчества Эгона Шиле и Эмиля Нольде; Оливер Шульц, создающий фантастических героев соединяя живопись и плотничество; Фиона Динкельбах - одна из участниц интернациональной группы художников «The collage box», пропагандирующей коллаж как простую, но в то же время мощную своим нарративом форму искусства; загадочный француз Сэми Штайн, рисунки которого напоминают синтез средневековой тематики с научной фантастикой, и другие художники.