BIRUCHIY 016: як це було

В конце сентября на Бирючем острове Азовского моря завершился осенний международный симпозиум современного искусства BIRUCHIY 016, ставший особенным благодаря двум важным событиям.

 

Во-первых, после 11 лет существования «Бирючий» наконец приобрел новое выставочное пространство. Теперь финальная экспозиция симпозиума была показана не в стенах мастерских, а в новой галерее бывшего советского спорткомплекса. Прямоугольная форма и ритмичная колоннада строения позволили архитектурному бюро Drozdov&partners вернуть ему сущность древнегреческого храма – храма искусства, где место святилища логично заняла внутренняя галерея в форме белого лабиринта.

 

Вторым важным событием осеннего симпозиума стал музыкальный фестиваль BIRUCHIY FEST, прошедший 16-18 сентября. Благодаря усилиям организаторов, музыкальная составляющая резиденции наконец-то обрела самостоятельный формат, впрочем, неотделимый от целей и задач симпозиума. Произрастая из продуктивного сосуществования художественной и музыкальной украинской среды, BIRUCHIY FEST стал уникальным событием на карте насыщенного визуальным искусством «Бирючего». Музыканты, открывшие программу фестиваля – Sun Groove, Atomic Simao и Dub Wire – покорили гостей этно-электронно-инструментальным звучанием. Яркий музыкальный эксперимент преподнесли Madjah’s, GrozovSka Band и Мс. Швондеръ. Удачно завершили программу импровизации Владимира Хлоповского и проникновенные этно-композиции от группы SHANA.

 

Выступление Dub Wire на  BIRUCHIY FEST 016

 

Конечно же, появление современного выставочного пространства и первый музыкальный фестиваль на Бирючем был бы невозможен без участия меценатов, коллекционеров и сочувствующих симпозиуму, чья поддержка в сложных украинских условиях обрела особую ценность. Оба события привели к еще более тесному взаимодействию участников симпозиума со средой «Бирючего». Кроме того, они очертили границы резиденции, в противовес разрастающейся туристической инфраструктуре острова. 

 

В итоге, финальная экспозиция получила разнообразное и качественное наполнение. Художники из многих регионов Украины, а также гости из Великобритании, Италии, Польши, Чехии, Казахстана и России представили работы в живописи, графике, фотографии, инсталляции и видео-арте.

 

Так, художник, скульптор и перформер из Великобритании Джейми Фицпатрик (Jamie Fitzpatrick), приглашенный по программе резиденций British Council «SWAP: UK/Ukraine», создал инсталляцию в виде кукольного театра «PUNCH + JOOOOOOPY». Инспирированная социально-политической ситуацией, работа воплотила метафору угнетения свободного существования общества навязанной волей соседа.

 

Джейми Фицпатрик, фото Ярослав Солоп

 

В рамках программы международного обмена RESÒ/Lab, «Бирючий» посетил итальянский художник и режиссер из Турина Джорджо Куньо (Giorgio Cugno). Здесь он создал инсталляцию «Bestseller», призванную исследовать особые отношения между глобальной экономической системой и идеей власти, которые обращены к толпе и нашей повседневности. Второй работой автора стала съемка четвертой части фильма «XAU» с актером Остапом Ступкой в главной роли. Джорджо выразил общее впечатление иностранных гостей о резиденции как о большой семье, предоставляющей участникам «высшую форму свободы самовыражения».

 

Съемки фильма XAU на Бирючем, фото Катя Либкинд

 

С именем художника из Чехии Яна Здворака отныне будет связана фантастическая белая инсталляция, собранная автором из бытовых предметов и растянувшаяся параллельно территории резиденции. Помимо этого архитектурного сооружения, художник также представил на стене бывшего спорткомплекса базы отдыха «Золотой Берег» стрит-арт произведение, созданное совместно с художником и райтером Apl315. В рамках еще одного проекта Здворака «Правда Радость», Магдалена Новакова из Чехии показала свою работу «Грид». С помощью пустот, проделанных в наложенных друг на друга поверхностях, художница достигла эффекта объемной картины.

 

Работа Яна Здворака, фото Эльмира Шемсединова

Совместная работа Яна Здворака (Чехия) и Apl315 (Украина), фото Катерина Бучацкая

 

Несколько работ на уличных поверхностях и объектов в пространстве новой галереи оставил стрит-артист и медиа-художник из Польши Стаху Шумски, который в июле этого года уже участвовал в резиденции «От общего корня», организованной в Польше «Бирючим» и Союзом поляков города Киева.

 

Польская художница Каролина Мельницка представила динамическую инсталляцию. Привести в движение шесть подвешенных к потолку абстрактных полотен мог любой зритель, зацепив рукой одну из работ.

 

Работавшего с живописью автора из Казахстана Булата Гельмана участие в резиденции заставило взглянуть на процесс создания произведения с другой стороны: «Раньше, задумывая работу, я исходил из интеллекта. Здесь же я получил возможность отталкиваться от чувств». Кстати, это было первое посещение «Бирючего» художником из Казахстана.

 

Созданный живописный эскиз «Мойдодыр и Чингачгук», Юрий Шабельников дополнил небольшой инсталляцией «Стикс впадает в Каспийское море». В ограниченном пространстве жестяной миски российский художник заставил плыть самодельный парусник, где палубой послужила книга «Мертвых душ» Н. Гоголя.

 

Юрий Шабельников, «Стикс впадает в Каспийское море», 2016

 

Художница из России Наташа Юдина представила геральдическую композицию под названием «Великий сибирский союз «Клыки и кулаки», не лишенную очевидных политических аллюзий.

 

Именно здесь, на «Бирючем», получил старт большой интердисциплинарный проект кураторов Евгения Тарана и Георгия Сенченко «Рождение трагедии из духа музыки», соорганизаторами которого выступили Инара Багирова и Кирилл Проценко. Первый «Акт» проекта был представлен в виде серии созданных на острове фотографий. На основе этих изображений, разыгранных между художниками жеребьевкой, пройдет следующий «Акт» проекта – работа над картинами или арт-объектами в мастерских. Результат этого эксперимента кураторы обещают показать в Киеве и, возможно, других украинских городах.

 

В рамках проекта «Клуб Осётр», кураторы Леля Гольдштейн и Маша Хрущак задействовали троих молодых авторов – Ольгу Гайдаш, Катю Либкинд и Михаила Букшу, обозначив их термином «новые робкие», или художниками, мыслящими вне социального контекста. Оспаривая конъюктурный подход украинских кураторов к темам и художникам, кураторы пришли к фотопроекту «Средняя температура по больнице». С помощью фрагментов украинских текстов о выставках и художниках, они обнажили стереотипы, заблуждения и отсутствие самоиронии, присущие украинской арт-среде.

 

Катя Либкинд, фрагмент инсталляции, кураторы проекта Лёля Гольдштейн и Маша Хрущак, фото Елена Сперанская

 

Жизнерадостный классик Максим Мамсиков представил в финальной экспозиции BIRUCHIY 016 свой «фирменный» пейзаж – уже не первый морской пейзаж, навеянный ландшафтом острова.

 

Роман Михайлов продолжил серию работ большого формата «Прерванный полет» и начал работу над новой серией. Выполненные тушью и акварелью, фигуры птиц на бумаге застыли, обремененные тяжестью своих поз.

 

Роман Михайлов, «Чорна птаха», 150 × 142,5, бумага, тушь, 2016

 

Впервые попав на «Бирючий» и сосредоточившись исключительно на творчестве, Станислав Силантьев создал сразу четыре живописные работы: в декоративном авторском стиле на волю вышли социально-экспрессивные слоганы.

 

Человек-оркестр от художественного сообщества Харькова, Алексей Яловега не стал ограничиваться рамками одного материала или одного пространства. Визуальное отражение ощущений и событий на Бирючем он запечатлел одновременно на многих поверхностях – на одежде, бумаге, полотне и, в конце концов, по всему периметру резиденции.

 

Алексей Яловега (YALO), «Yaloprint», 30 ˣ 40, холст, акрил, 2016

 

Помимо уже названных авторов, украинский состав художников представил работы новых участников и тех, кто является частым резидентом симпозиума: Андрей Блудов, Катерина Берлова, Катерина Бучацкая, Артем Волокитин, Стас Волязловский, Юрий Ефанов, Илья Исупов, Наталия Карпинская, Ольга Кириченко, Юрий Коваль, Тарас Ковач, Виталий Кохан, Ирина Ластовкина, Татьяна Малиновская, Олекса Манн, Вячеслав Машницкий, Юрий Пикуль, Виктор Покиданец, Соня Помогайбо, Юрий Соломко, Анна Сороковая, Андрей Стегура, Антон Ткаченко, Эльмира Шемсединова, Никита Шилимов, Алина Якубенко.

 

Юрий Соломко, «Спасательный круг», д. 69, инсталляция, авторская техника, 2016

Часть финальной экспозиции, (слева-направо) работы Станислава Силантьева, Инары Багировой, Виталия Кохана, Максима Мамсикова, Андрея Блудова, фото Елена Сперанская

Работы Магдалены Новаковой ГРИД (слева)  в финальной экспозиции, фото Эльмира Шемсединова