Бирючий, или Ландшафт для героя
7 апреля 2011 года Институт проблем современного искусства открывает итоговую выставку Пятого международного симпозиума современного искусства, который проходил в сентябре 2010 года на острове Бирючий. Впервые в Украине симпозиум современного искусства, который посетили гости из Германии и Франции, прошёл именно на острове Бирючий в Запорожской области.
Кураторами проекта стали Владимир Гулич и Геннадий Козуб. Особенностью собраний на острове является неформальный и в то же время торжественный характер мероприятия, которое является именно симпозиумом, в рамках которого художники имеют возможность обговаривать проблемы современного искусства, устраивать мастерские и непосредственно творить в уютной богемной атмосфере.
Пятый международный симпозиум на острове Бирючий был посвящён проблеме природы искусства. Лаборатория экспериментального искусства, которой является «Бирючий», даёт возможность высказаться молодым художникам, учиться у ведущих метров. То, что их объединяет – это не социальный статус или профессиональная цеховая принадлежность, а самоощущение художника. Взяв за концептуальную основу декларации Йозефа Бойса про необходимость выйти за пределы коммерческой машины искусства, художники собираются на берегу Азовского моря, чтоб ощутить себя творцами без привкуса автономного поля искусства с его арт-рынком, механизмами критики, кураторства и так далее. Безусловно, фактор близости к природе играет для присутствующих в этой кратковременной лаборатории не последнюю роль, ведь источник вдохновения может быть проблематичным вопросом в эпоху массового общества. В 2010 году на острове присутствовали 20 мастеров из Москвы, Одессы, Будапешта, Киева, Ялты, Николаева, Вены, Ужгорода, Львова, Харькова и Запорожья.
Итоговая выставка, предложенная Институтом проблем современного искусства, может показать результаты взаимодействия разных художников при условии абсолютной свободы творчества и дать ответ на вопрос о состоянии искусства в современную эпоху.
Подробнее о симпозиуме 2010 рассказывает Инга Эстеркина
Вот уже пять лет существует в Украине Международный симпозиум современного искусства «Бирючий». Это одновременно и симпозиум, и, по выражению Вики Бегальской, неизменной гостьи здешних мест, творческая дача, и фестиваль искусств. Но главное то, что Бирючий – лаборатория, преимущества которой оценили и Сергей Братков, и Максим Мамсиков, и Исупов Илья, и Виктор Покиданец, и московский видеоартист Дмитрий Булныгин, и лауреаты премии Кандинского группа ПГ, и адепт украинского барокко Алексей Маркитан, и представители ужгородско-львовской тусовки, которые чаще ездят в близлежащую Европу, чем в столицу. Одесситы Игорь Гусев и Дмитрий Дульфан познакомились поближе с Азовским морем. Можно было бы и всех художников перечислить – за это время здесь побывало более 60 адептов современного искусства.
На время весь полуостров Бирючий – и база «Золотой берег», где живут и работают художники, и ближайшие пляжи, и берега Утлюкского лимана, – становится лабораторией.
Художник – человек на грани: между явью и сном, внутренним и внешним мирами, городом и природой. В этом смысле полуостров Бирючий – метафора бытования художника вообще, и современного художника в частности.
Пять лет назад Владимир Гулич (Запорожье-Ялта), Геннадий Козуб (Запорожье), Василий Антонюк (Харьков), Николай Барзион (Запорожье) решили объединить возможности и основали «Бирючий». Идейным вдохновителем симпозиума с самого начала стал Сергей Братков (Харьков-Москва). Несколько лет спустя, когда серьезность намерений устроителей Бирючего стала очевидной, к компании присоединился коллекционер Олег Красносельский.
Здесь, на пленере, занимаются современным искусством.
Уникально не только место, полуостров, с одной стороны омываемый лиманом, с другой – Азовским морем, уникальна сама попытка вырвать художника из контекста города, оставить его один на один с природой.
Художник, более не защищенный цеховой принадлежность, без брони ремесла, в нынешнем мире механистической цивилизации ощущая себя придатком огромной машины коммерческого искусства, обречен на экзистенциальное одиночество. Чтобы найти самого себя и воссоединиться с миром, нужно выйти за пределы стального колеса, как завещал Папа Бойс.
Сергей Братков показывает журналистам 1+1 свою работу
Симпозиум, если обратиться к этимологии, – ритуальное пиршество, сопровождавшееся буйным весельем. Художники на Бирючем уподобляются жрецам языческих культов – выясняют будущее и настоящее искусства наедине с духами природы.
Итак, все началось в 2006-м, с темы «Ландшафт для героя». Затем последовали «Хиппи Е», «Хто ти є?», «Как вариант». На последнем по времени симпозиуме, в 2010-м году, художники занялись поисками «Нового человека».
Прошло пять лет. За эти годы многие молодые художники-участники Бирючего, стали известными, Сергей Братков включил работы, сделанные или задуманные на Бирючсем, в экспозицию своей персональной выставки в ПинчукАртЦентр. Максим Мамсиков именно здесь, на этом плоском месте, где на идеальной линии горизонта встречаются море и небо, начал новую живописную серию. Илья Исупов, приехавши раз, стал приезжать сюда ежегодно. У группы ПГ есть видео – «Бирючий Рай». Так и живем.
«Бирючий» – уникальное сочетание мастерской, традиционного выставочного пространства, environment. Такое место – ни город, ни село, ни море, ни суша. Бирючий.
Сейчас организаторы Союз исследователей современного искусства, с примкнувшим к ним Олегом Красносельским, готовят выставку в Киеве, в Институте проблем современного искусства.
В апреле можно будет посмотреть живопись, инсталляции, объекты, графику – за пять лет.
Инга Эстеркина