Благотворительный проект «Реставрация»

Или как современное украинское искусство поможет возрождению историко-архитектурных памятников на территории Киево-Могилянской академии

 

 19 января в одном из корпусов научной библиотеки Киево-Могилянской академии состоится первый благотворительный вечер и «тихий» аукцион современного украинского искусства, куратором которого выступит известный галерист Павел Гудимов. Цель аукциона, да и всего благотворительного проекта, который должен проходить в несколько этапов – сбор средств для масштабной кампании реставрации комплекса историко-архитектурных памятников Украины XVII-XIX веков, расположенных на территории Киево-Могилянской академии.

 В трех подольских кварталах – от Контрактовой площади до Днепра, между улицами Григория Сковороды и Ильинской расположились 11 важнейших историко-архитектурных объектов, среди которых поварня Братского монастыря, нач. ХVII ст., церковь Святого Духа, 1693 г., Староакадемический (Мазепин) корпус, 1704 г. (известен нашим читателям, в частности, как резиденция сначала Центра современного искусства, а сейчас - Центра визуальной культуры при Киево-Могилянской академии), Благовещенская церковь, 1740 г., Бурса, 1778-1816 гг., дом настоятеля, 1781 р., солнечные часы, конец ХVIII ст., Новый академический корпус, 1822-1825 гг., кельи Братского монастыря, 1823-1879 гг. и другие постройки.

Отреставрированная церковь Святого Духа

 До 1918 года эту территорию древнего Подола делили между собой: сначала – Братская школа и Братский Богоявленский монастырь, позже, после объединения с Лаврской школой – Киево-Братский (Могилянский) коллегиум (права высшей школы и титул «академия» коллегиуму предоставлены в 1658 году); после 1817 - Киевская Духовная академия, одно из наиболее авторитетных религиозно-светских высших учебных заведений Российской империи.

Солнечные часы

 Такая продолжительная история этого центра науки и духовной жизни объясняют факт соседства здесь различных архитектурных стилей. Так, Староакадемический корпус с Благовещенской церковью, поварня и церковь Святого Духа представляют собой примеры украинского барокко (с довольно лаконичным декором), в то время как симметричные, лишенные излишних украшений, подчеркнуто классические фасады и регулярная планировка Бурсы, келий и особенно Нового академического корпуса с его фасадным и дворовым фронтонами демонстрируют нам доминирование в киевской архитектуре конца XVIII – начала ХІХ ст. нового стиля – ампира.

Поварня

Монастырские кельи

 Некоторые памятники были отреставрированы силами государства, академии и меценатов – это поварня и церковь Святого Духа, 1 и 3 (полукруглый) корпуса академии. Бакалаврская библиотека имени Татьяны и Омельяна Антоновичей была буквально возрождена из руин на благотворительные средства (яркий пример того, что даже когда от здания остаются только стены, его можно вернуть из небытия). Остальные 9 объектов требуют немедленного реставрационного вмешательства, особенно здания Староакадемического корпуса, дома настоятеля и бывших монастырских келий, которые находятся в аварийном состоянии.

Дом настоятеля

Кельи

Символичен тот факт, что благотворительный проект открывает именно тихий аукцион современного украинского искусства. Тихий, так как преследует важную, серьезную цель – помощь в возрождении национальной истории и культуры, которая в свете отношения современной Украины к своему историко-архитектурному и культурному наследию приобретает действительно характер спасения. Помощь является прямой целью, а не утонченное потребление и повышение собственного символического статуса тех, кто вложил деньги в современное искусство.

Здание Бурсы

Отобранные известным куратором Павлом Гудимовым для аукциона работы 30 художников - как «классиков» современного украинского искусства, так и молодых авторов, представляют три поколения современного украинского искусства. Среди них – Никита Кравцов, Антон Логов, Павел Маков, Тиберий Сильваши, Александр Ляпин, Александр Ройтбурд, Влада Ралко, Елена Бланк, Игорь Гайдай, Артем Волокитин, Руслан Тремба, Ольга Полященко, Никита Кадан, Анатолий Белов и другие. Павел Гудимов уверен, что такой способ сбора средств на реставрацию Староакадемического корпуса – лучший, так как он станет «фундаментом для возрождения традиций, но в актуальном контексте» – помимо реставрации, вклады благотворителей будут также поддерживать и современное украинское искусство.

А пока читальные залы Бакалаврской библиотеки им. Антоновичей Киево-Могилянской академии стали галерейным пространством «тихой предаукционной выставки» современного украинского искусства:

 

 

Подробнее узнать о благотворительном проекте и просмотреть каталог работ, представленных на аукционе, можно здесь:

http://www.ukma.kiev.ua/1stor/blago_proekt/mater/catalog_rest.pdf        

http://www.ukma.kiev.ua/1stor/blago_proekt/mater/pres_restor.pdf

http://www.yagallery.com.ua/news/166/