Бороться – значит жить
Авангардное искусство всегда было продуктом революций. Достаточно вспомнить, в какие времена возник экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, футуризм, кубизм. Особенно яркие проявления художественной мысли возникали, как правило, именно в моменты наибольшего социального напряжения. Скажу больше, тесная связанность художественного высказывания с тем, что происходит в обществе. С неизменной тенденцией к сбрасыванию чего-нибудь «с корабля современности», такие периоды дают возможность рождению новой формы.
Василий Суриков. Боярыня морозова
Включенность в самую суть жизни, в ее пульсацию, становится возможной благодаря резонансу субъективного мира художника с состоянием общества. Тогда начинается совместно переживаемый захват действительности.
В Украине все давно разочарованы в революциях. Может, поэтому существующая на сегодня в искусстве социальная критика: художественный акционизм, активистское, протестное искусство, концептуальные проекты, призывающие взглянуть на социальное неравенство, выглядят невнятно и неубедительно.
Александр Богомазов. Трамвай
В России, тем временем, похоже, началась народная смута. Первые драматические протесты в Москве совпали с посещением премьер-министром интереснейшей выставки работ Караваджо в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Предложенные в стихотворной форме Дмитрием Быковым, более соответствующие случаю, полотна «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова – остроумный интеллигентский выпад, как нельзя лучше подходящий общему духу «снежной революции», организованной через социальные сети.
Александр Богомазов. Пожар в Киеве
Сравнение бунтарского задора, проснувшегося от долгой спячки российской интеллигенции, с художественным акционизмом, хоть и спорно, однако имеет свой смысл. В современном мире всеобщей проявленности каждый человек становится архитектором собственного образа, режиссером собственных, стремительно расходящихся, имиджей и ролей. В революционной активности многочисленных блоггеров скользит оттенок такого самолюбования, эстетизации протеста.
Казимир Малевич. Женщина с ведрами
Однако возможно, что настоящее актуальное искусство не заставит себя ждать. Агрессивные действия власти только подогревают политический эмоциональный подъем. На нас давят – мы реагируем. Чем больше давление, тем больше желания высказаться. Осознание несвободы как отправной пункт творчества очерчивает границы свободы. Несвобода дает творчеству, борьбе направление. Иными словами: лучшие художественные произведения создаются вопреки тюрьме и на ее стенах.
Анна Ландихова