Бронзовый для вечности

Ольга Мельник об увлекательной истории скульптурного наследия Эдгара Дега

 

... В искусстве ничто не должно казаться случайным, особенно движение.

Эдгар Дега

 

Эдгар Дега (1834-1917) бесспорно принадлежит к знаковым фигурам в истории мирового искусства. Как в творчестве, так и в личной жизни, он является воплощением непостижимых контрастов и бесконечных противоречий, глубокой связи между консерватизмом старых академических традиций и революционным новаторством, свойственным его эпохе. Художник был одной из главных фигур в развитии импрессионизма, однако его работы существенно отличаются от произведений других представителей этой школы.

П.-О. Ренуар как-то заметил, что «если бы Дега умер в пятьдесят, он бы запомнился как выдающийся художник, и не более. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он действительно превратился в Дега». Метр не совсем прав - Э. Дега уже в тридцать создал полотна, которые принадлежат к сокровищнице мирового искусства. Но, с другой стороны, он точно заметил, что работы зрелого художника отличаются большей индивидуальностью, стилевым и жанровым разнообразием.

Точно неизвестно, когда Э. Дега обратился к скульптуре, начав работать с глиной и воском. Вероятно, это произошло примерно в конце 1860-х. Существует мнение, что художник был вынужден сделать это из-за потери зрения, поскольку сам он называл свои восковые модели «ремеслом для слепых». Однако последнее замечание не следует воспринимать буквально, поскольку значительная часть его работ создана между 1870 и 1880 годами, когда болезнь еще не приобрела трагической формы. Да и сам художник утверждал, что на протяжении всей жизни время от времени уделял внимание этому жанру. Скульптурные произведения Э. Дега, в первую очередь, является свидетельством его новаторства в творчестве. Действительно, когда художника уже не сдерживали академические нормы или вкусы заказчиков, он мог позволить себе нарушить правила, сознательно лишая свои работы помпезности, не претендуя на их публичное признание.

При поддержке своего приятеля, скульптора Поля-Альбера Бартоломе, Э. Дега создал ряд восковых и глиняных фигур танцовщиц и лошадей. Художник ценил воск за то, что этот материал, легко меняя форму, создает неограниченные возможности для его новаторских поисков. Темы скульптур Э. Дега касаются его картин - танцовщицы, купальщицы, лошади. Эти работы Э. Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, лишь немногие он завершил, предавая им пластическую выразительность, передавая движение и требовательность позы. Друзья художника порой находили в его мастерской вместо скульптуры восковый шар - свидетельство творческого недовольства автора.

При жизни Э. Дега выставил всего одну свою скульптуру - на шестой Выставке импрессионистов в 1881 г. он показал публике «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу». Произведение вызвало противоречивые оценки. Одни говорили о «революции в скульптуре», другие - об «идеальном уродстве».

Признанный художник, Э. Дега мало обращал внимания на общественное суждение, поэтому представляется маловероятным, что скандальные отзывы помешали бы дальнейшим показам его скульптурных произведений. Какими бы ни были причины, но остается факт - он решил больше никогда не выставлять свои произведения. По свидетельству журналиста Франсуа Сиссона, Э. Дега относился к собственному скульптурному творчеству как к эксперименту и считал, что лучше, если его фигуры со временем исчезнут сами по себе, что, учитывая материал, произойдет довольно быстро.

Для Э. Дега пластика была, прежде всего, очередной попыткой «поймать» движение. Он пытался сделать это на протяжении всей творческой жизни, а скульптура открывала художнику новые возможности. Собственно, суть движения отражают все его произведения.

Вскоре после смерти художника исполнители его завещании Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар нашли около 150 скульптур, которые были разбросаны на трех этажах последнего жилища и мастерской Э. Дега на бульваре Клиши, 6. Изготовленные из воска и глины, они в основном уже начали разрушаться. Осмотрев произведения внимательнее, распорядители завещания выяснили, что в более-менее удовлетворительном состоянии находятся 74 работы, изготовленные из воска, четыре - из глины и две - из гипса. Остальные находки были признаны не подлежащими восстановлению. Фотографии «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы» и еще нескольких найденных работ на протяжении 1918-1919 гг были опубликованы в «Lа Renaissance de L'Art Français» и других изданиях. Это вызвало бесконечные споры среди специалистов и наследников Э. Дега относительно происхождения, состояния сохранности и дальнейшей судьбы произведений. Вопрос несанкционированного воспроизведения пластики Э. Дега имел два аспекта. С одной стороны, безусловно признавалось, что произведения не будут сохранены, если не изготовить их из более прочного материала. Кроме того, высказывались сомнения относительно того, не будет ли это противоречить воле самого автора, который никогда не работал с металлом и не готовил свои модели для отлива.

Наконец наследники Э. Дега дали разрешение на изготовление отливок из 74 фигурок: 73 восковых и одной («Торс»), сделанной из гипса. П.-А. Бартоломе создал восковые модели, по которым в литейной мастерской Адриана Гéбрара («Hébrard Foundry») в Париже были отлиты бронзовые скульптуры. Непосредственно этот процесс контролировал сотрудник «Hébrard» Альбино Палаццоло.

Первая серия бронзовых отливок была завершена весной 1921 г. и в мае того же года выставлена в Париже. Ее приобрела Люсин Хейвемайер (Louisine Havemeyer), которая в следующем году выставила скульптуры в Нью-Йорке. Согласно завещанию после смерти владелицы, в 1929 г. скульптуры были переданы в Metropolitan Museum. А. Гéбрар продолжал отливать скульптуры Э. Дега до 1936 года, когда спрос на них упал из-за мирового кризиса. В следующем году мастерская обанкротилась, а ее хозяин вскоре умер.

Двенадцать лет спустя, в 1949 г., дочь А. Гéбрара Нелли приобрела у наследников Э. Дега права на его скульптуры. В 1955 г. она совершила настоящую сенсацию, продемонстрировав вместе с хорошо известной «Маленькой танцовщицы» еще 69 оригинальных скульптур Э. Дега из воска и гипса, включая «Торс». Это произвело потрясающий эффект, поскольку все специалисты, и в первую очередь, Джон Ревалд - автор изданного в 1944 г. полного каталога скульптур Э. Дега, считали оригиналы утерянными. На самом деле они были сохранены А. Палаццоло.

Очередной захватывающий сюжет в почти детективной истории со скульптурами Э. Дега возник в 2001 г., когда во Франции появилась новая гипсовая «Маленькая танцовщица». Это казалось невозможным, поскольку изготовить новую скульптуру можно было, лишь получив один из двух ее вариантов, хранящихся в National Gallery of Arts и Joslyn Art Museum. Поскольку ни один из них не предоставлял своего экспоната для копирования, происхождение произведения казалось непонятным. Изучением находки занялись ведущие специалисты по импрессионизму Уолтер Майбаум, Кэрол Конн и Лоуренс Сафир. Они пришли к выводу, что имеют дело с ранее неизвестной работой самого Э. Дега.

Владельцем находки оказался Леонардо Бенатов, которому с 1981 г. принадлежит известная литейная мастерская «Valsuani». В 2004 г. он показал свои сокровища В. Майбауму, который так описывает это событие: «Во время одного из совещаний, он резко встал со стула и повел Кэрол Конн и меня в закрытую комнату в дальнем конце литейного производства. Внутри находились 74 никому не известные гипсы. Это было шокирующее зрелище. Для меня это было равносильно открытию гробницы Тутанхамона или китайской терракотовой армии». Новообнаруженная группа состояла из 74 скульптур и соответствовала одной из отливок, сделанных «Hébrard» под номером 1, 2, 4 ... - по 72-й и 74. Там были также два гипса версии «Hébrard № 3». Таким образом вместе с «Маленькой танцовщицей», которая не имеет маркировки «Hébrard», всего было обнаружено 75 неизвестных скульптур Э. Дега.

В 2007 г. В. Майбаум купил у «Valsuani» 73 слепки (кроме «Маленькой танцовщицы», которая к тому времени уже была продана) и создал компанию Degas Sculpture Progect Ltd, которая заключила контракт на изготовление 29 бронзовых наборов. В конце ноября 2009 г. новый Э. Дега, отлитый в бронзе, был выставлен в Афинах, в марте 2010-го - в Тель-Авиве, в июле - в Софии. Теперь эту сенсационную коллекцию принял и Киев.