Быстрые Сны
Предлагаем вам кураторский текст Наталии Филоненко к ее новому проекту «Быстрые сны», которым открывается арт-центр Я.Гретера
Кого из нас не будили утром, прервав сон на самом интересном месте? Обычно это происходит на пятой, последней фазе быстрого сна. Если человека разбудить именно в это время, то в большинстве случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении. Быстрый сон еще называют парадоксальным сном, т.к. на этой стадии электрические колебания напоминают состояние бодрствования, но вместе с тем человек находится в полной неподвижности. Только глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками.
Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно эта фаза сна ближе всего к порогу бодрствования. Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, обработку и хранение информации, её обмен между сознанием и подсознанием. Спящий человек не только видит сны, но и эмоционально реагирует на их содержание.
Люди предпочитают разграничивать впечатления, полученные во сне и наяву. Однако сны влияют на наше состояние бодрствования, а события дня – на содержание снов. Четкой границы между ними не существует. Люди, побывавшие на краю смерти, утверждают что опыт, который они пережили в предсмертном сне, был совершенно отчетливой реальностью.
Сон – это иллюзия, и реальность – тоже иллюзия, при этом любая иллюзия кажется вполне реальной. Каждый может только приближаться к Истине, никогда не овладев ею целиком. Все мы есть изменчивые объекты в изменчивой среде. Мы схватываем поверхность неясных взаимодействий, активированных неведомыми силами. Во сне и наяву мы - невольные наблюдатели, перед которыми проходят калейдоскопические картины Бытия.
За каждым из нас тянется нескончаемый шлейф образов, полученных в состоянии активности и сна. Это наши непосредственные переживания, и их ценность во многом определяется возможностью сохранить их в памяти. В реальной жизни все просто: техника позволяет нам документировать, создавать и копить запасы радостных воспоминаний. Фото и видео образы становятся важным вкладом душевного капитала - они придает вес даже мимолетному впечатлению.
Сновидения, к сожалению, никак нельзя документировать, даже собственные, а тем более, немыслимо проникнуть в чужие. Пока же психологи рекомендуют сразу же после пробуждения вспомнить свой сон, записать его в дневник сновидений и расшифровать этот закодированный сигнал, которые поможет познать собственное «Я». Художник в данной ситуации имеет явное преимущество – он способен использовать образы из сна, материализуя их различными художественными средствами.
Картины, фотографии, и скульптуру, представленные на выставке, можно рассматривать как визуализацию самых разных снов. Согласно К. Юнгу, сновидения - это остаточная психическая деятельность во время сна. Мысли, впечатления и настроения предыдущих дней проецируются на экран сознания, в результате эти иллюзорные явления могут быть представлены в достаточно реалистических образах. Но часто обычные впечатления складываются в необычные комбинации, тогда они превращаются в сюрреалистические сюжеты. Элементы для сочетания могут быть обусловлены самыми различными факторами: недавними впечатлениями и неожиданно проявляющимися связями с прошлым, психоделическим воздействием или влиянием масс-медиа, и, наконец, просто условиями, в которых человек спит.
Мы живем в мире, пронизанном медийными системами, и наши сновидения тоже являют собой могущественную медийную систему, которая интенсивно взаимодействует с другими медиа - кино, рекламой, телевидением, музыкой или интернетом. Сны – это тоже зрелище. Не секрет, что за зрелища обычно приходится платить, и только сны и реклама даются нам бесплатно. Сон с легкой руки доктора Фрейда называется «миром желаний». Так же определяется и реклама.
К сожалению, абсолютное большинство людей видят во сне в основном повседневные проблемы, а не исполнение своих желаний. Мы предпочли бы уметь управлять снами и видеть только хорошие или, возможно, странные сны. Но такими практиками владеют очень немногие, зато образами в выставочном пространстве управлять легко. Поэтому выставка демонстрирует достаточно позитивную подборку снов, в которой есть реальность и сказочность, сюрреализм и легкий абсурд, и никаких ночных кошмаров, тем более, что кошмары в основном связаны с медленной, а не с быстрой фазой сна.