C точки зрения Бога

В Киеве побывал Лев Манович - один из незыблемых теоретиков медиа-арта. По идее нужно продолжить рассказ сообщением, что Мановича привёз «Культурный проект» Натальи Жеваго, и затем как ни в чём не бывало делиться информацией и впечатлениями с его лекций. Но в случае с Мановичем интересно даже не его выступление (тем более что части его уже можно посмотреть по youtube, а полная смонтированная версия скором времени появится на ART UKRAINE), а впечатляющей дерзости и немыслимой эффективности рекламная мистификация, развёрнутая вокруг данного события. Во-первых, что представляет собой медиа-арт у нас в Украине? Пару теоретиков и до десятка практиков в Киеве и Андрея Линника сотоварищи во Львове. На днях в Харьковском университете открыли кафедру визуальной культуры и медиа-коммуникаций. Всё? Так для кого приглашали Мановича (со «звёздным», на уровне мировых расценок, гонораром)? И сразу второй вопрос: почему в Доме учёных, где проходили лекции, яблоку негде было упасть? Зал на четыреста мест -- когда они закончились, людей рассадили по подоконникам, потом даже предложили подняться на сцену и устроиться за спиной лектора. При этом остались и такие, кого уже просто отправили домой: извините, мест нет!

Профессор отделения визуальных искусств университета Сан-Диего появился в сознании украинцев под слоганом «Где найти Мановича в Киеве?» Письма с таким заголовком пришли на мейл сотен, если не тысяч, «людей искусства» и любопытствующих тусовщиков. С точки зрения опирающегося на наличные паттерны разума, это звучало, может, и несуразно («почему вообще нужно искать какого-то Мановича, почему я должен захотеть его искать?»), но для психики это звучало как квест. Как вызов. Вопрос, искать или не искать, уже исключался.

Манович манил своей фамилией, интриговал разрывом между своей провозглашённой мировой известностью и фактической локальной маргинальностью. Молодые люди чувствовали стыд или даже вину, что они на знают, кто такой Манович, которого непременно нужно искать в Киеве. Более того, «медиагуру» и «эксперт по теории новых медиа» обещал обучить, «Как читать 1.000.000 страниц Манга одновременно». Непреходящая популярность курсов скорочтения и значительные нули сделали своё дело -- как и бесплатность лекций для посетителей. А подзаголовок «Визуализация структур в искусстве, играх, кино, анимации, комиксах и печатных СМИ» дополнительно обеспечил явку всех уважающих себя практиков каждого из указанных направлений. Наталья Жеваго, похоже, сама была озадачена таким наплывом, так что ещё во вступительном слове мудро нейтрализовала «превышение ожиданий», подчеркнув, что данная встреча рассчитана на специалистов и этим отличается от прочих курсов «Культурного проекта». И вот сидит за столом стриженый «ёжиком» дядька, глядит на нас из-за ноутбука с яблоком, прихлёбывает из баночки энергетический напиток. Русский, говорит, я немного подзабыл (Манович покинул Москву в 80-х). Вытворяет забавнейшие гримасы лицом, которое ещё и постоянно трёт. Его плоховато слышно, он говорит: «Ребят, ну что я могу сделать - я читаю лекцию».

Лекция. Графики на экране плохо видно, комментарий самый авантюрный: «Я вам скажу, вы не только ничего не услышите, но и не увидите, так что всё будет происходить в вашем воображении -- что, возможно, даже к лучшему». Ну как не проникнуться симпатией к ведущему мировому теоретику? В Киеве Манович презентовал свой новый метод: визуализация огромных массивов данных (оцифрованных артефактов). Пример -- вы можете увидеть на экране одновременно все (!) обложки журнала «Time», который выходит с 1923 года. Причём простейшим движением zoom in или zoom out можно приблизить любую из обложек и рассмотреть её на весь экран, а затем снова удалить, чтобы увидеть полную картину. Кстати, созерцание полной картины (которая сама по себе здорово напоминает pixel art) даёт следующие наблюдения: верхняя треть её чёрно-белая, затем появляются красные и зелёные полосы, с началом войны «Time» переходит от фотографии к живописи, затем, с нарастанием интенсивности культурной индустрии, оформление журнала становится более агрессивным -- а в последние лет десять обложки снова становятся более светлыми.

Ещё наблюдение: обложку «Time» украшают в основном мужские портреты, женщины во все периоды выносятся лишь в одних и тех же 9% случаев. «Как будто и не было феминизма», - комментирует Манович. Но в основном он свои эксперименты не комментирует. Вот, все страницы «Гамлета» («имя Гамлета присутствует почти на каждой странице», ну надо же!) или «Анны Карениной». Вот все кадры фильма Дзиги Вертова, а вот график их длительности (кстати, другой график показывает нам, что «Человек с киноаппаратом» - один из самых «быстрых» фильмов в мире, а в числе самых медленных – «Жертвоприношение» Тарковского). Вот тот самый миллион страниц манга (оцифрованных беднягами-студентами Мановича: «для этого и существуют грантовые деньги»): мы видим, что комиксы для мальчиков более контрастны по цветам, чем для девочек. Вот все картины Мондриана -- и мы видим всю умозрительность деления творчества художника на периоды, потому что посреди «периода», как нам показывает график, он вдруг раз и отчебучивает картину совсем иного плана.

Вопрос, который вертелся на языке многих, если не каждого представителя аудитории: «ну и что?!?» Что нам даёт такой метод? Выводы, которые и без сканирования миллионов страниц манга для всех очевидны? Никаких «прогнозов на основе выявленных закономерностей» с помощью этого метода не сделаешь, потому что представленные профессором массивы в равной степени иллюстрируют непредсказуемость человеческих проявлений. При этом однозначно желательно таким образом изучать/преподавать историю искусства, чтобы человек не мучился потом всю жизнь стереотипом об одномоментной смене эпохи, предположим, Ренессанса эпохой барокко, внушенным сменой двух слайдов в проекторе. По крайней мере, преподаватели были той малой частью аудитории Дома учёных, которая ушла с лекции не раздосадованной на поднятый организаторами вокруг персоны лектора ажиотаж.

Преподаватель курса в НАОМА «Искусство новейших технологий. Коммуникационные практики» Ольга Балашова даже заявила, что выступление Мановича ей понравилось, кроме всяких серьёзных научных причин, своей «спектакулярностью, по которой все соскучились». «Гениальность Мановича в том, что он приложил графики к культуре и искусству, - объяснила Ольга. - Сейчас это даёт, скорее, визуальный эффект, нежели содержательный, пока не преодолена эйфория от возможностей данного инструмента. Метод Мановича -- это сращение науки и исскуства, поскольку он не предлагает изначальной гипотезы. На мой взгляд, этот метод также неоценим для социологии, которая испытывает огромный кризис в условиях, когда нельзя уже взять выборку людей и сделать на её основе достоверный вывод обо всём обществе».

А по-моему, именно «гениальность» Льва Мановича в другом. Нет, речь не о метафоре современного общества тотального слежения. Разработанная им совокупность программ (кстати, их можно скачать с его сайта абсолютно бесплатно) даёт нам возможность посмотреть на мир с точки зрения Бога. Удалиться и возвышаться над этим разнообразием. Прочувствовать, что времени нет, а есть лишь много пространств, в каждом из которых копаться уже не интересно -- зато как-то по-особенному приятно обозревать всю структуру в целом. «И на этом мы или закончим, или начнём - в зависимости от вашей перспективы», как в один из срезов своей вечности изрёк господин профессор.

Видеозапись лекции Льва Мановича

 

 

Подробнее о методах Мановича можно узнать здесь:

http://www.youtube.com/user/culturalproject#p/u/7/
http://lab.softwarestudies.com/2008/09/cultural-analytics.html