Чувственность в проекте Катерины Берловой
В «Dymchuk Gallery» открылась персональная выставка Катерины Берловой «Детка», представленная серией видео-арта и масштабной парафиновой инсталляцией. О чувственности, переменчивости и телесности, журналист Роксана Рублевская поговорила с художницей, чьи оригинальные работы относят к ар-брюту, «искусству аутсайдеров».
Рациональному восприятию мира Екатерина Берлова противопоставляет чувственное. Автор предлагает исследовать человеческую способность адаптироваться к окружающей действительности и одновременно демонстрирует парадоксальное несоответствие чувственного образа реальным вещам и их свойствам.
Как можете описать свою выставку? Почему выбрали именно такое сочетание медиа?
Проект – принципиально не концептуален, потому что концептуализм – это искусство жеста и логики. Мои работы в данном случае построены на чем-то интуитивном. Возможно, это какой-то новый вид формализма, исследование окружающей действительности иным, нетрадиционным, способом. Здесь я предлагаю изучать мир, воспринимая его на ощупь, поэтому во всех видео главным действием является именно прикосновение.
Кадр из видео Берловой. Выставка "Детка"
Как и когда возникла идея проекта?
Тему чувственного восприятия я начала развивать на симпозиуме современного искусства «Бирючий», когда мы с художником Ильей Исуповым придумали работу «Токсоплазмоз». Она представляла собой бесформенный пушистый комок, который напоминал нечто живое и одновременно опровергал эту ассоциацию. Рядом с ним был положен журнал с котиками, чтобы, листая его, зритель мог щупать комок, восполняя недостаток тепла. Одно из видео было снято на симпозиуме, а когда я вернулась в Киев, мне захотелось продолжить свое исследование. Меня интересовало создание алогичного искусства, которое бы воспринималось интуитивно.
Катерина Берлова, Илья Исупов. "Токсоплазмоз"
Видео-арт и тающая инсталляция – это, к сожалению, некоммерческое искусство. Почему все-таки не дополнили экспозицию обещанной абстрактной графикой?
Я никогда не делала ничего, чтобы продать. Эта выставка – мой внутренний поиск, а отсутствие логичных доводов – всего лишь определенный этап в моем искусстве. Ранее у меня были конкретные и внятные работы, например, проект «Различия», который я показала в Малой галерее Арсенала. Абстрактная графика действительно должна была дополнить экспозицию, но, как мне показалось на монтаже, рисунки совершенно не вписывались в общую концепцию. Поэтому я решила от них отказаться.
Какой основной посыл должен уловить зритель? Мне представляется, что ваша выставка о способности не потерять дар слышать себя и свои ощущения.
Зритель ничего не должен, кроме того, чтобы слушать себя, и это верно. Очень часто художник и сам не до конца понимает, что он имеет в виду, создавая тот или иной проект. Я не вправе диктовать смыслы, но, то какими методами я пользуюсь, уже наталкивает на определенные размышления. Эта выставка похожа на путешествие в глубины подсознания и наблюдение за собственными ощущениями.
Кадр из видео Берловой. Выставка "Детка"
Какова проблематика этих работ?
Я исследую тему тела, телесности, чувственного познания, сна, сексуальности в широком смысле этого слова. Вероятно, ответ покажется вам нелогичным, но Луиза Буржуа ведь тоже изучала природу сексуальности, создавая абстрактные рельефы.
Почему для создания инсталляции, которая представляет собой символический туалетный столик в ванной комнате, вы выбрали именно парафин? Материал в данном случае символизирует бренность материального мира?
Тающая парафиновая инсталляция позволяет говорить о некой иллюзорности, переменчивости и сиюминутности. На месте столика в ванной комнате мог оказаться любой другой предмет. Сегодня ты воспринимаешь обьект таким, а завтра он может быть разрушен или принять совсем другую форму. С этим как раз и связано постоянное ощупывание. Словно ты спрашиваешь себя, так ли все, как ты видишь?
Кадр из видео Берловой. Выставка "Детка"
С какими видами изобразительного искусства нравится работать больше всего?
В моем понимании живопись, графика, инсталляция, видеоарт – всего лишь формы. Выбирать нужно ту, которая больше всего подходит для воплощения твоей идеи. Рисунки на бумаге и живопись для меня – похожи на медитацию. Когда я рисую, то придумываю множество сюжетов, в которых, не смотря на видимую абстрактность, все очень конкретно и всегда подчинено законам логики.
Проект продлится с 9 февраля по 27 марта.