«Цитаты» из Национального музея
Жизненность постмодернизма в том, что он помогает воссоединить прошлое культуры с ее настоящим, дает право смело обращаться к вневременным темам и сюжетам, выявляя их состояние в современном мире.
«Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор (присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
18 февраля в Национальном художественном музее Украины открылась выставка Николая Белоуса "Цитаты". В экспозиции представлено 15 работ, каждая из которой является репликой на произведения украинских художников XVIII – XX веков из коллекции Национального художественного музея. Все работы написаны в 2012 году, и в целом выставка представляет собой продуманный кураторский проект, с четко выстроенной идеей показать "Цитаты" Николая Белоуса рядом с их первоисточниками. В стенах музея данная серия работ приобретает реальные очертания.
Экспозиция в Национальном художественном музее
Конечно, использование готовых образов и их аналитическое переосмысление давно явилось отправным пунктом в творчестве Николая Белоуса. Несколько лет назад, заинтересовавшись кинематографом, художник обращается к сознательно отобранному материалу – кинокадрам, что в полной мере и повлияло на формирование уже узнаваемой творческой манеры Николая Белоуса, которая проявилась в его живописных "кадрах".
Но в данном случае тот факт, что "цитаты" находятся так близко к своим прообразам, лишь усиливает идею о наследственности и непрерывности традиций, и на первый план выходит вопрос об их интерпретации. Расставляя свои акценты, художник выделяет то, что интересно ему, отчего часто части цитат опускаются, и меняется прочтение работы. Так работа Николая Пимоменко "Возле колодца (Соперницы)" при цитировании оставляет одну из "соперниц" за кадром, и перед нами новое прочтение картины под названием "Телёнок". Работа из триптиха "Жизнь" Федора Кричевского получает название "Поцелуй", обращая внимание на прямую ассоциацию со знаменитой работой Густава Климта. Другая же работа Федора Кричевского – "Невеста" – при цитировании превратилась в "Ведьму"...
Николай Белоус. Теленок. 2012 Николай Пимоненко. Возле колодца (Соперницы).
Николай Белоус. Поцелуй. 2012 Федор Кричевский. Триптих "Жизнь". 1925 - 1927
Николай Белоус. Ведьма. 2012 Федор Кричевский. Невеста. 1910
Красноречивым является художественный язык выражения, которым пользуется художник. В отличие от работ предшественников, на картинах Николая Белоуса нет деталей и нам достаточно быстро бросить взгляд, чтобы распознать изображение и угадать нужный образ. Такое решение лучшим образом соответствует современному темпу жизни, когда мы все время находимся в пространстве с переполненным визуальным рядом и в памяти остаются лишь подобные цветовые фрагменты.
Здесь проявляется важный вопрос о целесообразности использования живописной техники современным художником, техники, которая предполагает всматривание. В своем творчестве Николай Белоус, переосмысляя приемы поп-арта, адаптирует традиционную технику живописи к современным реалиям, той актуальной художественной ситуации, которая нацелена на мгновенное восприятие.
Все работы воспринимаются как кадры одного фильма, несмотря на знание классических первоисточников с их разнообразием стилей, манер и средств выражения. Индивидуальность же каждого отдельного мастера стерта напрочь всепоглощающей художественной манерой Николая Белоуса. К тому же нанесенные сверху и снизу картин цифры создают эффект перфорированной киноплёнки, еще больше убеждая нас в беспрерывной связи изображений.
Николай Блоус. Лето. 2012 Галина Бородай. Памяти Алексея Венецианова. 1979 - 1980
«Урожай», XV век (Картинная галерея, Берлин)
Ключевой работой серии можно считать картину "Лето", которая является цитатой произведения Галины Бородай "Памяти Алексея Венецианова". Уже сама работа-посвящение является отсылкой к творчеству русского живописца XVIII века и искусству Возрождения, обращая нас к наследию прошлого. Автопортрет Галины Бородай вписан в воссозданный антураж картины Венецианова, и образ героини, фигура которой отсылает к ассоциациям с картиной Франческо дель Коссы "Урожай", несет в себе ту связь поколений, эпох и традиций, о которых и размышляет Николай Белоус – о непрерывности традиций, отпечатке времени сегодняшнего дня и столкновении традиций и современного видения, стирании временных границ и повсеместном цитировании.
Вера Ганжа