Давно потерянная суть искусства в «Моментах тишины» с куратором В. Бурлакой
Анна Ландихова знакомит читателей с тишиной – новым средством прорыва в трансцендентное.
Все мы привыкли к мысли, что Энди Уорхол своими коробками супа Кэмпбелл еще в середине прошлого века совершил переворот в искусстве, отменив его непосредственную, независимую суть. С тех пор, по словам Б. Гройса, искусство невозможно без комментария. В «ситуации постмодерна» искусство в корне концептуально. Зрителю в наше время необходимо прочитать аннотацию, чтобы понять, что там такое хотел сказать автор. Таким образом, поиски смысла подменили реальное взаимодействие с видимостью. Существует и другой тип художников, которые стараются эпатировать зрителя моментальной яркостью образа. Трупы, обнаженные тела, бунтарские перформансы стали, в некоторой степени, эмблемой 90-х.
В этом смысле проект куратора Виктории Бурлаки противостоит обоим явлениям современного искусства, предлагая «постмодернистский» вариант возвращения к классическому пониманию «искусства», как того, что выводит зрителя из мира обыденности в мир метафизики.
Прорывом в трансцендентное, для художников, выставивших свои работы под эгидой Института проблем современного искусства, является тишина. Тишина – как отсутствие, остановка, пространство для медитации, выход за пределы себя, выход на общение с вечным. В мире, загрязненном аудио-визуальной информацией, рекламой, телевидением, репликами всех обо всем и миллионами фотографий, тишина становится все более ценной.
Именно поэтому Илья Пруненко на полотнах «Кинофайлы» останавливает фильм. Предлагает, вглядеться в сам момент; без сюжета, смысла, сериальной интриги, предлагает перестать искать смысл.
Илья Пруненко, «Кинофайлы»
В свою очередь Никита Кадан изображает белую поверхность рекламных щитов. Реклама, которая призвана погружать взгляд в дебри потребительской реальности, заменена художником на белые пятна, чистую поверхность.
Никита Кадан, "На поверхности"
По словам Виктории Бурлаки – тишина, это, кроме того, еще и способ отвлечься от смысловой глубины; «цель во всех этих случаях одна – не тонуть в бесконечной перспективе значений, но оставаться на поверхности видимого…»
Серия Николая Ридного «Подъезды» обыгрывает двойное восприятие картины. С одной стороны, нарисованное художником являет собой хаос цветных пятен. Но если вглядеться в картины с «концептуального» ракурса, то становится понятной отсылка к грязным, обшарпанным стенам подъездов спальных районов. Зритель попадает в голографический аттракцион между поверхностью видимого и глубиной заложенного смысла.
Николай Ридный, «Подъезды»
«Евроремонт» Леси Хоменко тоже представляет нам поверхность полотна в абстрактных пятнах, которая, будучи частью интерьера, могла бы нести коннотации роскоши и социального статуса.
Мария Павленко своим изображением «Города», наоборот, сбрасывает все наносные культурные смыслы, возвращаясь к наивному начертанию; экспериментирует с возможностью ухода от стереотипных образов.
Мария Павленко, "Город"
Стоит отметить необычный подход Сергея Попова, чьи картины по мотивам макросъемки пыли «Элементарные частицы» настолько драматичны, насколько же и ироничны. Круглые, бурого цвета неясные изображения наводят на мысль об анатомии человека, травмируют взгляд. Однако месседж художника заключается в следующем: это всего лишь пыль, снятая при сильном увеличении. Мир, в котором люди параноидально выискивают смыслы, обречен на комичные ошибки. Иногда стоит оставаться на поверхности.
Так же, как иногда стоит замереть и прислушаться. Прислушаться к тишине. Ее невозможно услышать, потрогать, у нее нет названия.
Степан Рябченко, "Без названия"
Бесспорный фаворит выставки Степан Рябченко в серии «Без названия» дает возможность увидеть тишину в остановленном моменте. Еле заметные, дрожащие тени предметов на белых стенах, в своей очевидной невидимости выводят зрителя на новый уровень восприятия. Присутствие отсутствия, остановленная моментальность – что это, если не то, чего так не хватало искусству со времен Дюшана. В поиске новых выразительных средств художники порой забывают о главном: о том, что такое произведение искусства.
На выставке «Моменты тишины» можно найти ответы.