“Дерзкий вызов” Бориса Плаксия
До 12 сентября в выставочном зале аукционного дома «Золотое Сечение» продолжается персональная выставка одного из самых уникальных художников-шестидесятников Бориса Плаксия «Дерзкий вызов». Экспозиция сформирована из работ частных коллекций, что дает возможность впервые взглянуть на ретроспективу творчества самобытного художника.
«Хрущевская оттепель» и первые попытки демократизации общества породили веру творческой интеллигенции в украинское возрождение. Одним из ярчайших его проявлений стало появление неофициального искусства шестидесятников, смелых интеллектуальных поисков, ознаменованных порой либерализации. Феномен, возникший как попытка новой генерации вырваться из оков соцреализма, вновь обратившись к национальным и мировым культурным традициям. Судьбы поколения переворота часто складывались трагически. Авторы подвергались политическим преследованиям и репрессиям за право быть свободными. Одним из тех, кто бросил вызов режиму и этим самым обрек себя на годы мытарств за антисоветскую пропаганду, стал талантливый художник-монументалист Борис Плаксий.
«Сюрреалистичная композиция с людьми», 1988
Все изображения предоставлены аукционным домом «Золотое Сечение»
Завоевав репутацию перспективного автора, Плаксий подписывает коллективное письмо протеста против ресталинизации в Украине. Не желая отказываться от своей подписи, художнику вскоре пришлось заплатить за свое упрямство. Его имя на долгое время исчезло из официальной художественной жизни. Но отсутствие работы и притеснения со стороны власти не сломают художника, а сделают искусным портретистом. Он изображает таких знаменитых личностей: Алла Горская, Василий Стус, Вячеслав Черновол, Василий Симоненко, Иван Драч, Павел Тычина.
Творчество Плаксия по праву может считаться энциклопедией украинского бытия. С напором, свойственным мастерам ушедших эпох, автор тысячи работ в разном материале, показывает духовное единство со своей нацией – единственным постоянным объектом его творческого исследования. Вторая мировая война, наложившая отпечаток на еще неокрепшее детское сознание, способствовала формированию масштабного мышления, ощущения неподдельной причастности к истории и чувства ответственности за судьбу целого народа.
«Автопортрет», 1970-е
Плаксия обвиняли в излишних экспериментах с формой и популяризации нигилистических идей, ставящих под сомнения общепринятые ценности и нормы нравственности. Но его эстетический феномен как раз произрастал не из отрицания, а из обращения к традиции. Впрочем, устойчивая попытка самозащиты, которая действительно прослеживается в его работах, объясняется критикой исключительно социалистических идеалов, которым он противопоставляет четкую моральную позицию, базирующуюся на высшем духовном смысле человеческого существования.
«Армения», 1989
Среди наиболее выразительных черт творчества Плаксия следует выделить особый гуманистический пафос, поэтизацию чувств, самоотверженное служение народу («Казак», «Всплеск», «Мать»). Художник переосмысляет наследие бойчукистов, перенимая их организацию пространства, ритмичность композиционных элементов, концепцию создания уникального национального искусства на стыке с лучшими европейскими образцами. Основное отличие стиля Плаксия от школы Бойчука заключается в четкой артикуляции функции цвета как важной части образной и эмоциональной структуры произведения. Художник развивает традицию бойчукистов вглубь, считая монументальное искусство способом формирования среды.
Вопреки преданности искусству, выставочная биография Плаксия более чем скромная. Человек, всю жизнь ведущий не публичный образ жизни, был неспособен заниматься саморекламой. Первая персональная выставка легендарного шестидесятника состоялась в Торонто в 1991, следующая – в 1996 году. Четкие контуры, притягательность цветовых модулей, мотивы экспрессивного экзистенциализма. Полотна сразу привлекли зрительское внимание драматически-напряженной трактовкой даже самых идиллических тем.
«Всплеск», 1990
В уникальном художественном мышлении автора – источник эмоциональной мощи, магическое единство формы, пластики, ритма и цвета («Кобзарь», «Автопортрет», «Армения», «Абстрактная композиция»). Апофеозом мастерства Плаксия является попытка изобразить дуализм красоты и драмы: на многих полотнах он отражает трагические страницы украинской истории.
Борис Плаксий
В отличие от многих современных художников, в основу творческого опыта Плаксия положены не вымышленные, а реально пережитые события, которые трансформируются под его «кистью» и документируют характер эпохи, метафорически отражая духовные поиски всего поколения шестидесятников. Его работы определяются художественно-эстетическими принципами полифонизма и диалога, чуждые представителям культуры социализма. В своем дискурсе Плаксий объединил традицию и новаторство, элементы фолка и философию экзистенциализма, превратив продукт репрессированного социума в яркую художественную позицию «несогласного».
Об авторе:
Роксана Рублевская – главный редактор журнала ART UKRAINE, журналистка и автор статей на художественную тематику.