Дети искусства
Как возникла идея ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Украины?
Я вспоминаю нас, работников актуального искусства и культуры, примерно 5-7 лет назад. Это было время и пространство, в которых детям не было места. О детях не говорили, не думали, детей как будто не было в принципе. Да и сложно было вообще представить детей где-то рядом. Ведь темы проектов и выставок были зачастую неоднозначными, некоторые – весьма откровенными, темы могли быть и тяжелые и страшные. Дело не в темах конечно, а в том, что вот, все мы, через пять лет. МЫ – МАМЫ. Кто-то ушел из современного искусства, кто-то поменял темы и формы своих работ. Кто-то старается не акцентировать внимание на своем материнстве, кто-то на основе материнства перестроил свою жизнь.
Эти истории и эти трансформации давно интересовали меня. К сожалению, тогда я так не документировала реальность как сейчас. И у меня нет каких-то знаковых наших фотографий, которые было бы здорово сравнить с тем, чем мы есть сейчас. Но мне интересно запечатлеть нас и наших детей сегодня, а потом, через лет 7 взглянуть еще раз. И посмотреть, где мы будем, и где будут эти наши внезапно пришедшие личности.
Леся Хоменко
Художник
Дочь: Стефания, 3 года
Я дуже давно хотіла дитину - колись поставила собі планку народити "до 30-ти", так і вийшло - Стефанія народилась за місяць до тридцятилітя. В момент, коли я дізналась - щастю моєму не було кінця і краю! Щоправда, прийшлось швиденько відмовитись від піврічної резиденції в Цюріху (там відповіли, що такого у них ще не було). З тих пір я до будь-яких планів ставлюсь не надто серйозно - життя завжди все відкорегує.
За останні кілька років у мене з'явились нові теми в роботах, але важко сказати, чи це пов'язане напряму з материнством, чи це швидше логічний розвиток моєї художньої практики. В роботах стало більше тілесності, особистого. Те, що справді сильно змінилось - це розподіл часу. Я вже не належу лише собі, як раніше. Тепер радше мої близькі дарують мені час для роботи.
Стефанія прекрасно розуміє, чим я займаюсь. Щоб їй було не так важко, коли я днями пропадаю в майстерні, готуючись до нової виставки, я документую процес роботи на телефон, а ввечорі їй все показую і пояснюю. Коли Стефанія опиняється в моїй майстерні, вона хапає найбільший пензель і біжить зафарбовувати все що можна. Я мрію про те, коли вже братиму її з собою і вона принамні не фарбуватиме собі черевики акрилом. Тоді, думаю, наше співіснування в майстерні може стати дуже продуктивним.
Стефанія багато мандрує зі мною, ми вже два рази були на Венеційській Бієнале, та раз на Берлінській. Вона себе чудово почуває серед мистецтва, в музеях, галереях. І що саме дивне: навіть коли я беру її на дискусії або лекції - вона моментально впадає в якийсь піднесений стан, співає, танцює, всім посміхається. Для мене це загадка, чому те, що на мою думку має навівати на малих дітей нудьгу, у неї викликає таку ейфорію?
Маша Шаповал, журналист.
Супруг: Максим Мамсиков,
Сын: Саша Мамсиков, 3 года
Мне кажется, что планировать рождение ребенка невозможно. Знаю только наверняка, что всегда хотела детей, начиная с игры в " дочки-матери' в песочнице. Меня очень интересовало, каким же это образом из одного человека получается два.
До появления Саши все мое внимание было направлено в сторону современной культуры в целом. Потом, все-таки, начали преобладать малые формы. Короткометражки и мультики вместо кино, рассказы вместо романов, персональные выставки вместо биеналлле. А искусство мужа всегда проходило красной линией сквозь всю нашу жизнь.
Саше очень по душе находиться в мастерской у папы, рисовать на больших холстах, от этого ни один ребенок, наверно, не откажется. Особая потеха наблюдать, как он выбирает цвета, объясняя, какой из них красивый, а какой страшный, что желтый нам радуется, а черный - это темно на улице.Хотя бывает, что серьезные драматичные композиции кажутся ему забавными, мрачные гримасы на лицах людей милыми рожицами, а цветы в банке почему-то гадостью. Поэтому, сын сам принимает решение, что ему интересно, а чего лучше не видеть.
Аличка Ермолова
Культурный менеджер, соавтор Kyiv style
Сын: Иван Ермолов, 1.5 лет
Я очень хотела детей уже давно. Но ждала подходящего времени, когда захочется сделать паузу в профессиональной деятельности и с удовольствием окунуться в детские хлопоты. А когда подходящее время настало, так ждала нашей беременности, что каждую неделю делала тест, чтобы проверить беременна ли я уже? Иван не заставил нас долго ждать и очень быстро перебрался жить в мой живот.
Когда беременность подтвердилась, я сразу приняла решение уйти с работы. Тогда я работала в Платформе культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Работа в ИЗОЛЯЦИИ и проекты, которые я организовывала, пожалуй, были моими самыми любимыми за все время моей деятельности в культурной индустрии. Но они требовали к себе больше времени и сил, чем я могла себе позволить в своем новом положении. В то время, мне не хотелось ходить на выставки. Очень хотелось побольше быть дома, смотреть смешные фильмы и читать книжки, которые долгое время откладывались в стопку. И в итоге, я отошла от современного искусства и занялась нашим семейным проектом – блокнотами Kyiv style. А последним «детищем» этого проекта стал Мамочкин Блокнот, который впитал в себя большой опыт моего материнства и материнства всех его создателей.
Иван, как мне кажется, чувствует себя отлично в контексте современного искусства. Только вот большой недостаток искусства в том, что его нельзя потрогать. Когда мы приходим вместе на выставки в ПАЦ, мне очень крепко приходиться держать возле себя Ивана, чтобы он не сломал какую-то дорогостоящую инсталляцию. Деток конечно очень привлекают большие объекты, особенно медиа-инсталляции. А вот во время нашего последнего посещения НХМУ, в одном из залов Иван оторвал плинтус. Пространство музея очень хорошее. Оно большое, в нем можно бегать, забираться на скамейки и оттуда рассматривать большие полотна. Но бабушек-смотрительниц залов очень напрягает такое поведение и вообще присутствие детей в музее.
У нас в квартире висят некоторые репродукции современного искусства. Абстракции, чья-то голая попа, Т.Г. Шевченко из бананов и др. Иван любит их рассматривать и снимать со стенки. Так-что можно сказать, что он контактирует с современным искусством с самого рождения.
Ксения Гнилицкая
Художник
Сын: Нестор, 4 года
Детей я не планировала, но в итоге беременность стала вынужденным улучшением. Какое-то время я пыталась себя обхитрить и думала, что моя жизнь никак не измениться. Просто появится еще один человек, который не совсем самостоятельный и ему нужно помочь войти в нашу так называемую коммуну. Но, конечно, Нестор стал брать больше и у меня началось отстаивание своих границ, своего личного пространства и времени. Нужно понять и принять тот факт, что никогда не будет достаточно времени на ребенка, потому что это могут быть все 24 часа в сутки. А потом может просто наступить такой момент, когда ты понимаешь, что кроме выращенного ребенка у тебя ничего нет и ты начинаешь от него хотеть отдачи. Поэтому терять свои интересы опасно и никогда нельзя прекращать заниматься своей деятельностью. Это как мышцы, которые нужно все время тренировать.
С материнством я стала серьезнее относиться к искусству. Я больше определилась со своей социальной и политической позицией. Если раньше я могла находиться в плавающем состоянии эксперимента, то теперь мне – как родителю – нужно нести свою идеологию, ведь я теперь воспитываю будущее. Материнство меня организовывает, открывает женственные моменты (которые обычно я стараюсь минимализировать), делает меня лучше.
Нестор довольно много рисует, иногда логотипы как его отец, иногда картинки для меня, например «картина про руку с папиросой». А недавно у него была даже своя личная выставка в нашей резиденции под Харьковом. Мы пригласили всех дедушек и бабушек, играл джаз, разливался компот. Все как надо.
Но в последнее время Нестор перестал воспринимать искусство. В музеях он ведет себя слишком интерактивно и смотрители на него рычат. А в галереях, если там нет других детей, он уже не поднимает даже голову. Он раньше всех понял, что выставка – это место для встречи. Для него это стало рутиной. Ему сейчас интереснее ходить с папой в лес, чем со мной на выставки.
Анна Надуда
Художник, скульптор
Сын: Ян, 6 месяцев
Детей я не планировала, это действительно было неожиданностью. Сомнений не было, покупать шестой тест в одной и той же аптеке - просто смешно... и мы тихо смеялись, зная, что являемся теперь обладателями самой трогательной тайны в нашей жизни. Забавно еще то, что узнала я об этом за 5 дней до моего отправления во Францию, куда я ехала в художественную резиденцию на 4 месяца. Мне было страшно и необъяснимо тревожно. Но оказалось, что кушать свежие морские продукты и активно посещать всяческие культурные мероприятия весьма полезно беременным. Последние 3 месяца я провела уже в Украине.
Пока сложно делать какие либо серьезные выводы по поводу моего мировоззрения, так как я все еще под впечатлением. Факт, что я осознала пустотность многих вещей и действий. По сравнению с малюсеньким человечком многие мои глобальные планы стали не такими уж и глобальными, что-то отложилось на потом, что то оказалось вообще не актуальным. Я рисую сейчас и делаю небольшие скульптурки в контексте жилого пространства. Рисую иногда портреты сына, когда засыпает и не крутится как реактивная юла.
Мы ходим на открытия, не всегда, конечно же. Каждый раз стоит выбор между рациональным и желаемым. Ограничивать сына от каких либо тем, закрывать глаза, отводить в сторону или фрустрировать его другими методами я не буду. Табуированность часто перерастает в навязчивость, будем учить его думать и анализировать. Сейчас Яну нравится все цветное, он живо реагирует на эмоции, интересных людей, не боится громкого и яркого. Не знаю, какую профессию он выберет, постараюсь поддерживать его во всем.
Ира Соловей
Соосновательница платформы социальных инноваций ВЕЛИКА ІДЕЯ
Сын: Назарий, 2 года
Детей я, конечно, не планировала. Моя беременность была спонтанной. Помню, что сразу захотелось смотреть много мультфильмов. Раньше я работала абсолютно ненормированно и мне это нравилось, а потом нужно было придумать, как я могу решать задачи и вопросы уже с ребенком. Что я делала: разбивала задачу на маленькие пункты и в течение дня по маленьким кусочкам все это делала. Такая формула работала до полугода. Потом появилась няня и… с тех пор дома - дом, на работе – работа. С беременностью я стала более осознанной по поводу того, как я работаю. Раньше я была в потоке и времени было неограниченно. Теперь появляются приоритеты.
Я раньше детей не замечала, а теперь я их вижу. Дети на улице дарят мне такую радость, которой я раньше просто не знала. Теперь, когда я узнаю о каких-то проектах для детей, могу оценить их глубже, потому что появилась собственная позиция. Я знаю, какой поход к детям я бы предпочла. У меня есть свой опыт. В BIGGGIDEA мы всегда старались делать проекты которые доступны как взрослым, так и детям. И на самом деле, дети даже лучше реагируют, они же более непосредственны.
Наверное, если бы я не родила, то потеряла бы смысл. К тому моменту я уже начинала терять интерес к социальной активности, у меня появился интерес к упрощению, к духовному развитию. А с ребенком появились новые смыслы.
Относительно Назария у меня четкая позиция: если то, что ты делаешь, ты не можешь делать вместе с ребенком – тогда ты что-то делаешь не так. Понято, что есть отдельные ситуации. Но всегда можно найти способ, как включить ребенка в то, что ты делаешь. Например, у меня было выступление на одном архитектурном фестивале и так случилось, что наша няня в этот день должна была остаться со своим ребенком. Я поехала вместе с сыном в Одессу, рассказывала о коллективном финансировании полтора часа. Он там был и принимал участие и это было здорово. В принципе, все сильно зависит от того, насколько комфортно маме в таком формате, и насколько она справляется. Так не должно быть у всех, не все мамы к такому готовы. Да и дети меняются. Я пока справляюсь, а как будет дальше – посмотрим.
Лариса Полищук-Русина
Арт-менеджер, фотограф
Дочь: Ясмина, 2 года
Три года назад я не то, что не планировала детей, я даже не думала о том, что они в принципе как-то появляются. В то время я планировала ехать на культурную резиденцию в Польшу и поэтому новость я восприняла мягко говоря неожиданно. Никуда не поехала. Занялась приятными активностями, погрузилась в увлекательный мир блаженной беременности. Продолжала участвовать в коллективных и персональных выставках, продолжала снимать коммерческие заказы, но в целом род моей деятельности поменял свой вектор. Я все больше отдалялась от социально-критического искусства и все больше погружалась в темы… вечные, так сказать.
Материнство не только изменило мою внешность, быт, отношение ко времени и пространству, оно действительно изменило и мое мировоззрение. Как будто открылись очень простые истины, которые были всегда рядом, но ты их не замечала. Это сказалось, конечно, и на моей фотографии. Я приблизилась к себе самой, многое стало яснее, чище. Хотя теперь мои амбиции реализуются в другой плоскости, все же, мне кажется, именно материнство стало катализатором серьезных изменений в профессиональных и жизненных вопросах.
Ясмина, так сказать, еще в утробе посещала все, что только можно было посещать в контексте современного искусства Киева. Первой выставкой, которую она увидела в возрасте 1 месяца, была ретроспектива памяти Александра Гнилицкого в Национальном Музее. Это был знаковый день, хотя бабушка-смотритель накричала, что я фотографирую малышку и получилось, что у меня и фотографий то нет этого события. А в остальном, она вполне комфортно себя ощущает в окружении репродукций, фотографий, фотоаппаратов и прочей фототехники. Я не давлю на нее своими интересами и жизненными позициями и она (пока что) все впитывает гармонично, как мне кажется. Ну а дальше – время покажет.