Диалоги с классиками. Александра Экстер

Начиная с 2006 года, Юлия Кисина осуществила ряд перформансов, которые получили название «Клуба мертвых художников». На публичных, а также и на закрытых спиритических заседаниях при помощи паранормальных «old media» (двигающегося блюдца и конструкции «машина желаний») была установлена вербальная связь с ключевыми фигурами истории культуры. Таким образом возникли «диалоги с классиками», в которых немаловажную роль сыграл анализ произведений, а также исследование биографических деталей художников.

Юлия Кисина

На Веркляйтц Биеннале был вызван дух Дюшана, в галерее 18m – духи участников Флюксуса (Кейджа, Маккинаса и Нам Джун Пайка), в Москве была проведена конференция с И.Е. Репиным. Первый воркшоп «запредельного» рисования состоялся в берлинской галерее «General public» во время акции «Леонардо против Поллока». Таким образом возникли объекты под названием «Неизвестные шедевры»

Все заседания были записаны на видео.

 

Александра Экстер

Жизнь на Марсе 

11.11.10 в выставочном зале Мыстецький Арсенал города Киева во время проведения Арт Киева состоялась встреча с легендарной киевской кубофутуристкой и театральной художницей А. А. Экстер.

Раздумывая о том, с кем из художников прошлого можно было бы встретиться в Киеве, я в первую очередь думала о культовой кинематографистке Майе Дерен, которая на своей родине пока что почти никому не известна. Встречаться с Александрой Экстер мне казалось банальным, и поначалу я отбросила эту идею. Но все-таки, еще раз просмотрев ее работы и фильм Протазанова «Аэлита», к которому она делала костюмы и декорации, я пришла в полный восторг от того, что именно Экстер удалось в свое время создать неповторимый образ инопланетянина – такого, каким мы знаем его из современных сайнс фикшн. 

Кадры из фильма «Аэлита», 1924

Для инсталляции, внутри которой должен был присходить наш разговор, были сшиты три огромных флага «Клуба мертвых художников». Я понадеялась, что кто-то из фотографов запечатлит ее, но, к сожалению, все были слишком возбуждены, и мы осталась без фотографий.

Протокол заседания (аудиозапись)

 

Публика:  Дух Александры Экстер, прийди к нам.  Дух, ты здесь?

Экстер: Да.

Публика:  Александра Александровна, спасибо вам большое за то, что Вы к нам пришли.

Александра Александровна под блюдцем начинает от растерянности метаться по столу.

Публика:  Вы помните свое время в Киеве, время, когда Вы здесь преподавали в школе-студии?

Экстер: Да.

Во время спиритического сеанса

Публика:  Как Вы считаете, то, что сейчас происходит в киевском искусстве и в обучении искусству перечеркивает то, что Вы тогда заложили?

Экстер: Нет.

Публика:  То есть, Вы считаете, что Киевская Академия Художеств продолжает ваши идеи?

Экстер: Нет.

Публика:  Наверное, Вы расстроены тем, что сейчас происходит в украинском искусстве? Вы расстроены?

Экстер: Не очень.

Публика:  Но Вы тогда обучали людей кубизму, а потом все вернулось опять в махровый реализм, в академию. Вам не кажется, что это консервативно? Как Вы думаете?

Экстер: Да, консервативно.

Ройтбурд: Александра Александровна, Вы вот девочка, а кто был ваш первый мальчик?

Экстер: ЧИЧКАН.

Публика: Мы показываем наверху фильм Якова Протазанова «Аэлита», к которому Вы делали костюмы. Вы были одной из тех, кто придумал, как должны выглядеть марсиане. Как Вы считаете, эта тенденция, которую Вы тогда наметили, продолжается ли она сейчас в вашем смысле?

Кадры из фильма «Аэлита», 1924

Экстер: Конечно.

Публика: Там, где Вы сейчас находитесь, Вы можете смотреть кино?

Экстер: Могу.

Публика:  А Вы знаете такого режиссера, Джоржа Лукаса?

Экстер: Да.

Публика: Скажите пожалуйста, Вы знаете такой фильм, «Liquid sky», «Жидкое небо» режиссера Цукермана? Костюмы к этому фильму и грим чем-то напоминают ваши костюмы к «Аэлите». Вы видели этот фильм?

Экстер: Видела.

Кадры из фильма «Аэлита», 1924

Публика: Умирая, Вы оставили свои картины одному парижскому художнику. Это был ваш близкий человек?

Экстер: Да.

Публика:  Как его звали?

Экстер: Д.

Публика: Александра Александровна, когда Вы бежали в 1918 году от большевиков из Киева в Одессу, Вы оставили довольно много работ. Сохранилось ли хоть что-то?

Экстер: ХЗ

Публика: Может быть, это инициалы какого-то человека? Скажите, это инициалы?

Экстер: Да.

Публика: Как Вы относитесь к созданию скульптур по вашим рисункам?

Экстер: Положительно.

Публика: Скажите пожалуйста, а вот в Одессе, когда Вы делали декорации к празднованию 1 Мая, Вы сотрудничали с большевиками от страха?

Экстер: Нет.

Публика: Значит, Вы им симпатизировали?

Экстер: Тоже нет.

Публика: Может быть, вам показалось тогда, что наконец наступило время нового искусства?

Экстер: Да.

Во время спиритического сеанса

Публика: А вам не скучно на том свете?

Экстер: Нет.

Публика: А чем Вы там занимаетесь?

 

Экстер неразборчиво мечется.

 

Публика: Вы продолжаете там заниматься искусством?

Экстер: Нет.

Публика: Вам не разрешают? Почему?

 

Экстер в замешательстве.

 

Публика: Простите пожалуйста. По-видимому, это был сложный вопрос.

Публика: Вы не жалеете, что стали художником?

 

Экстер отвечает неразборчиво. Мямлит.

Во время спиритического сеанса

Публика: Вам нравится современное искусство?

Экстер: Юлия Кисина.

Публика: Вам нравится Юлия Кисина?

Экстер: Жжот.

Публика: Здесь несколько художников. Вы бы не смогли указать на того, чье искусство вам близко?

 

А.А. Экстер указывает на художницу Александру Жумайлову и на художницу Татьяну Гершуни.

Кадры из фильма «Аэлита», 1924

Публика: Александра Александровна, Вам нравятся работы художника Александра Ройтбурда, присутствующего здесь?

Экстер: Не знаю.

Публика: А вам нравится журнал Арт Украина, который издает Алиса Ложкина?

Экстер: Очень.

Публика: Скажите пожалуйста, а Вы знаете о том, что такое Пинчук Центр?

Экстер: Пока нет.

Публика: Она журнал читает и ничего не знает про Пинчук Центр. Странно.  А вот Вы читали последний номер Арт Украина?

Экстер: Еще нет.

Во время спиритического сеанса

Публика: Поэтому она ничего про Пинчука не знает.

Публика: А вам нравится ярмарка Арт Киев, которая проходит сейчас в выставочном зале Мыстецький Арсенал?

Экстер: Конечно.

Публика: А как Вы думаете, у Мыстецького Арсенала большое будущее?

Экстер: Большое.

Алиса Ложкина: А здесь будет когда-нибудь музей?

Экстер: Безусловно.

Публика: Скажите пожалуйста, Вы знаете, что дизайнеры ХХ века все время пытаются выстроить систему и образ будущего?

Экстер: Да.

Публика: Как вам кажется, у них получается? Насколько это удачно?

Экстер: Я лучше.

Публика: Это правда. Спасибо.

Публика: А существуют ли марсиане?

Экстер: Да.

Публика: А есть ли искусство на Марсе?

Экстер: Конечно.

Публика: А какое оно? Оно современное?

Экстер: Да. Политическое.

Публика: Вы рады, что Украина стала сейчас самостоятельным государством и откололась от России?

Экстер: Да.

Публика: Где вам больше нравилось, в Киеве, в Париже или в Одессе? Идите пожалуйста на ту букву, с которой начинается этот город, в котором вам больше всего хотелось бы жить.

Экстер: К. О.

Публика: Скажите пожалуйста, а Вы встречаетесь сейчас со своей подругой Эльзой  Крюгер, танцовщицей? Вы встречаете ее там, где Вы сейчас находитесь?

Экстер: Да.

Публика: Она продолжает танцевать?

Экстер: Да.

Публика: Вы продолжаете сотрудничать?

Экстер: Нет.

Публика: Александра Александрвна, Вы жили приблизительно в то время, когда Дюшан выставил писсуар. Вы ему завидуете? Вы завидуете тому, что это не Вы были автором первого писсуара?

Экстер: Очень.

Публика: Простите пожалуйста, можно спросить, Вы считаете, что для будущего более актуально, фигуративное или абстрактное искусство?

Экстер не знает, что и ответить.

Публика: Для какого будущего? Будущее огромно. Может быть для ближайшего?

Экстер: Да. Нет.

Публика: И то и другое?

Экстер: Да.

Публика: Как вы думаете, будет ли в ближайшем будущем актуальным фигуративное искусство?

Экстер: Да.

Публика: А беспредметное искусство?

Экстер: Тоже.

Публика: Будет ли опять революция в искусстве, новый авангард?

Экстер: Нет.

Публика: А Вы хотели бы сейчас жить?

Экстер: Да.

Публика: А Вы бы хотели сейчас жить в Киеве?

Экстер: Нет.

Публика: В Одессе? В Берлине?

Экстер: Нет.

Публика: А в Париже? А в Нью Йорке? В Москве?

Экстер: Нет.

Публика: А где же?

Экстер: М А Р С!

Публика: На Марсе?

Экстер: Там.

Публика: Скажите пожалуйста, а существуют ли там, где Вы сейчас, музеи?

Экстер: Еще бы!

Публика: А можно вам задавать интимные вопросы?

Экстер: Да.

Ройтбурд: Скажите, у женщин есть точка G.?

Экстер: Нет.

Публика: А Вы по-прежнему считаете натюрморт главным жанром в живописи?

Экстер: Нет.

Публика: То есть, Вы изменили свои убеждения?

Экстер: Да.

Публика: А есть ли вообще главный жанр?

Экстер: Есть.

Публика:  Какой? Какой сейчас самый главный жанр?

Экстер: Музыка.

Публика: А какая музыка вам нравится?

 

А.А. Экстер уклоняется от ответа.

 

Публика: Жизнь там, где Вы сейчас, похожа на жизнь здесь?

Экстер: Да.

Публика: А там много народу?

Экстер: Да.

Публика: А много художников?

Экстер: Да.

Публика: А хорошие люди там есть?

Экстер: Да.

Публика: А сохраняются ли там чувства?

Экстер: Да.

Публика: А память?

Экстер: Нет.

Публика: Вы бы хотели с нами порисовать?

Экстер: Да.

Публика: Кто из нас может для Вас держать карандаш?

 

А.А. Экстер указывает на художницу Александру Жумайлову.

 

После этого А.А. Экстер начинает рисовать. По словам А.А. Экстер, одна из работ была эскизом театрального костюма к неизвестной пьесе.

Рисунок, получившийся в ходе перформанса

Публика: Как Вы думаете, а вот Киевскую Академию Художеств пора закрывать?

Экстер: Да-да-да!

Публика: А можно ли продать произведения, которые Вы сегодня нарисовали?

Экстер: Да.

Публика: А Вы знаете, что ваши работы сейчас очень дорогие?

Экстер: Знаю.

Публика: А кто имеет право их продавать? Подойдите к этому человеку.

Александра Александровна указывает на Кисину.

Экстер делает еще один рисунок.

Рисунок, получившийся в ходе перформанса

Публика: Александра Александровна, Вы устали?

Экстер: Да.

Публика: Александра Александровна, Вы хотите остаться здесь, а Арсенале? Здесь хорошо?

Экстер: Очень.

Публика: И тем не менее, мы в сами попрощаемся, а потом, как Вы уже захотите.

Все хором: Дух Александры Александровны Экстер, большое спасибо за то, что Вы сегодня с нами разговаривали и рисовали.

Конец связи.

Рисунок, получившийся в ходе перформанса

 

Видеозапись перформанса:

С Александрой Экстер беседовали: 

Алиса Ложкина, Александра Жумайлова, Мария Хрущак, Юлия Кисина, Наталья Мариненко, Татьяна Гершуни, Александр Ройтбурд и двое молодых художников, имена которых я, к сожалению, не успела записать.