ДНЕВНИК ARSENALE: Братья Чепмены. "Иди и смотри!"

С 24 мая по 31 июля 2012 года в рамках Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARAENALE 2012 в Мыстецком Арсенале можно увидеть инсталляции Братьев Чепменов «Всемогущее разочарование» (2011), «Флок-офф (after A.S.)» (2011), «Проклятые динозавры» (2011), «Темный истребитель» (2011) и «Oi Pieter, I k-k-kan see your house from here!» (1607-2010) относятся к серии работ под общим названием «Дегенеративное искусство». Эта серия в ироничной форме осмысливает термин нацистской пропаганды, который в фашистской Германии использовался для определения модернистского искусства. Темой работ, представленных на ARSENALE 2012, стали размышления о том, что было бы, если б Мюнхенская выставка «дегенеративного искусства», организованная нацистами в 1937 году, не отвергла модернизм, а, наоборот, приняла его. 


Если Демиан Херст - король, Трейси Емин - королева, то Джейк и Динос Чепмены - это джокеры движения "молодых британских художников", детища медиамагната и коллекционера Чарльза Саатчи. Наследники по прямой Босха и Гойи, Магрита и де Кирико братья-скандалисты привлекают внимание публики провокационной смелостью и ироничным обращением к табуированным в консервативном обществе темам. Их художественный язык - сарказм и вызывающая пародия, он провокативен и не ведает никаких запретов. И он заставляет серьезно задуматься. 

Еще будучи молодыми художниками, Чепмены создавали работы, подымающие волны скандалов на двух материках. Их инсталяции, привезенные в 1999 году на выставку в Бруклинский музей в рамках выставки молодых британских художников привлекли не только внимание любителей искусства, но и толпы протестующих. Закрыть экспозицию потребовал сам мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. На что Федеральный суд США, принявший сторону британцев, ответил запретом в принятии каких-либо мер против музея и художников.

Наравне с работами само поведение Чепменов зачастую становится поводом для скандала. Публичные ссоры с журналистами, едкие насмешки в лицо почтенной публике. Рассказывают, что один из братьев даже подрался с Ларри Гагосяном из-за того, что не знавший художника в лицо галерист не слишком учтиво обратился к нему во время монтажа выставки Чепменов в его галерее.

Несмотря на всю неоднозначность, позиция Чепменов была повсеместно признана художественным сообществом. Подтверждением этого послужили номинация на самую престижную в сфере современного британского искусства премию Тернера и приглашение на участие в выставках Королевской Академии Искусств.

Динос Чепмен

1962 родился в Лондоне

1981 Ravensbourne College of Art (BA)

1990 Royal College of Art (MA)

Живёт и работает в Лондоне.

Джейк Чепмен

1966 родился в Челтнеме

1988 North East London Polytechnic (BA), в котором также учились «патриарх британского кино» Кен Рассел; художник, режиссёр, писатель, куратор многочисленных выставок Питер Гринуэй, уникальный музыкант, создавший стиль, в котором соединились элементы мюзик-холла, панк-рока и диско Иэн Дьюри.

1990 Royal College of Art (MA)

Живёт и работает в Лондоне.

Отец Чепменов - учитель истории искусств. Мать - уроженка Кипра и глубоко верующая православная христианка, дала сыновьям имена Константинос и Иаковос. Англизированным сокращением которых стали имена-бренды Динос и Джейк Чепмены.

Динос родился в Лондоне, а младший на четыре года Джейк в Челтхеме. Оба переехали в столицу, когда были зачислены в Лондонский королевский колледж искусств. Как и полагается братьям-подросткам, долгое время они ненавидели друг друга. И только начав совместно работать во взрослом возрасте, братья стали друзьями - в период обучения они ассистировали художникам-аванградистам Гилберту и Джорджу, прославившимся «живыми скульптурами» самих себя.

Комментируя свой первый опыт, работу в мастерской Гилберта и Джорджа, Чепмены говорят, что он не принес им ничего, кроме дополнительных средств. «Обычная фигня. Они плохо нам платили, а мы хорошо работали. Мы не испытывали друг к другу каких-либо особенно теплых чувств».  Впоследствии, отвечая на вопрос с какими бы художниками настоящего или прошлого они хотели бы поработать, братья отвечают, что у них нет кумиров. 

Точкой отсчета независимой, самостоятельной карьеры творческого дуета Чепменов считается 1992 год. Говоря о совместной работе, братья замечают, что это дается им тяжело. «Одному работать гораздо легче. Каждый художник является совершенно поглощенным собой существом. Но когда два художника работают вместе, это спасает их от этой поглощенности самими собой». 

Деяния ради мертвых 1994

Буквально первая работа Чепменов привлекла к себе внимание широкой общественности. Это была трехмерная реплика на гравюры Гойи "Бедствия Войны".

Для инсталяции братья плавили пластиковые фигурки для игры в настольный футбол, придавали им нужную форму, раскрашивали, а затем, аккуратно расставляя на искусственной травке, разыгрывали с их помощью акты насильственной смерти и пыток. Такая трактовка душераздерающих гравюр Гойи придавала им какую-то буколическую симпатичность, одновременно служа намеком на то, что всякое зверство, или акт жестокости может нейтрализоваться нечувствительностью к боли, свойственной современной культуре.

«Гойя интересовал нас как образцовый художник Нового времени, первый художник современности, ведь он первым выразил идею внутренней тревоги, которая является главным состоянием человека современности. Это отличный материал для археологического исследования корней современности».

В комментариях критики работа Чепменов отразилась как уничтожающая нечто более важное, чем человеческое тело - другое произведение искусств, образ оригинала.

Позднее в несколько раз увеличенная в масштабе сцена композиции с тремя привязанными к дереву изувеченными и кастрированными солдатами, под названием «Деяния ради мертвых» была куплена Чарльзом Саатчи, и стала одной из ключевых составляющих его коллекции.

Зиготная акселерация 1995

Работа 1995 года Зиготная акселерация указала на завороженность Чепменов телесными и психическими крайностями: с одной стороны забавными, с другой — омерзительными.

Инсталляция представляет собой сплавленное воедино чудовищное кольцо из голых девочек-манекенов в кроссовках, с вагинами вместо ртов и ушей или пенисами вместо носа, и выражает собой радикально отстраненный взгляд Чепменов на конфликт между обыденным сексуальным любопытством и отвращением к генетически измененному телу.

Мотив конфликта в этой работе вернул Чепменов к теме войны, которую они взяли за основу своей выстваки «Апокалипсис» 2000 года. Но выбор темы никак не был продиктован желанием напугать, уверяют Чепмены. «Наши работы вообще не являются изображением самого худшего, что я могу себе представить. Если бы мы хотели напугать, мы бы сделали что-то по-настоящему страшное. Но мы хотим вызвать у зрителя смех. Смех, когда тело и разум реагируют одновременно, это своего рода разрыв в сознании. При этом нельзя сказать, что смех является чем-то иррациональным, скорее он находится по ту сторону как сознания, так и бессознательного. Смех пребывает вне морали, вообще вне человеческого мышления. В момент смеха человек перестает быть человеком и становится в большей степени животным, чем сами животные. Французский философ Жорж Батай сказал, что животные в мире — это как вода в воде. А человек становится водой в воде, только когда он смеется».

Ад 2000

Реализация следующей идеи заняла у Чепменов два года, а их меценату Чарльзу Саатчи стоила около полумиллиона фунтов стерлингов. Для инсталяции Ада братья изготовили пять тысяч миниатюрных раскрашенных фигурок - звероподобных нацистских солдат в жестокой схватке с обнаженными мутантами. В девяти расставленных по залу в форме свастики прозрачных боксах, игрушечные фигурки разыгрывают кровавые сценки ужасов войны. Заново оживающие скелеты, перерождающиеся рыбы-мутанты и сцены каннибализма указывают на невозможность фактического окончания этой битвы. Сами Чепмены комментируя идею цикличности ссыласаются на теорию «вечного возвращения» Ницше, говоря, что жестокость питается жестокостью.

В 2004 адская работа Чепменов сгорела в фондохранилище Лондона вместе с другими шедеврами актуального искусства коллекции Саатчи. Эскизы и воссозданные фрагменты погибшей инсталляции выставлялись как самостоятельные произведения, а впоследствии братья во многом расширив, сделали похожий на утраченный оригинал обьект под названием Fucking Hell.

В 2008 году эта новая инсталляция была представлена в контексте других проектов, направленных на переосмысление опыта художников предыдущих времен. Вчастности для этой выставки братья доработали 13 оригинальных акварелей Адольфа Гитлера (которые Джек Чепмен в общем описывает как "отвратительные пейзажики"), дополнив их мотивами хиппи культуры. Также братьями были переписаны масляные портреты британской аристократии XVIII и XIX веков. «Мы решили облегчить себе жизнь, и не делать все самим, а использовать работу, уже сделанную другими художниками. В данном случае безвестными и бездарными ремесленниками викторианской эпохи» - заявляют Чепмены.

Секс и Смерть 2003

Для выставки номинантов премии Тернера Чепмены специально создали две новые работы Секс и Смерть.

Первая из них моментально отсылает к инсталляции "Деяния ради мертвых" 1994 года. Если оригинальная работа представляет собой три расчлененных трупа, висящих на дереве, то Смерть обращается к тому же сценарию, но на стадии более позднего расложения. Чепмены дополняют обьект клоунскими носами, змеями, крысами и насекомыми, по примеру игрушек из шуточных магазинов ужасов.

Работой Смерть братья заявляют "Мы не хотим давать ни малейшей надежды на спасение, которая, увы, присутствует у многих художников нашего поколения. Эти придурки все еще уверены, что их искусство способно исправить мир".

Вторая часть инсталляции Секс представляет собой две фигуры, расположенные одна на другой в позе 69. Несмотря на то, что они выглядят как надувные игрушки из секс-шопа, фигуры эти отлиты из бронзы, и лишь выкрашены, имитируя резину.

Stephen Hawking: Übermensch 2008

Скульптура "Стивен Хокинг: Сверхчеловек" посвещенна одному из наиболее влиятельных и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени, в названии отсылает к ницшеанскому образу сверхчеловека. Как дань уважения и сатиры, работа воплощает определение стиля Чепменов: вызывающего отвращение и забавного, чрезвычайно умного и упивающегося своей фантастической безвкусицей.

Остается только сказать "Иди и смотри!" (это, кстати, любимый фильм братьев), как Чепмены разбирают действительность на составляющие, и затем с усмешкой складывают свою мозаику новой реальности.


Подбор материала: Анна Радзевич

По материалам:kommersant, gif, guardian.co.uk, wikipedia