ДНЕВНИК ARSENALE: Чигару Шиота. Рисуя в воздухе

Увидев хоть раз работы Чигару Шиота - японской художницы, жительницы Берлина и ученицы Марины Абрамович, - уже невозможно забыть ни их, ни их автора. Чигару помешана на нитках, которыми пронизывает все предоставленное ей пространство. Известное произведение «В тишине» - это затянутая нитками комната, с сожженным роялем. От инсталляций Чигару Шиота веет удивительным мраком, сразу вспоминаются японские фильмы ужасов и женщины-призраки с длинными черными волосами. На ARSENALE 2012 представлено произведение «После сна» (2011), и теперь у всех есть возможность получить опыт встречи с удивительным миром художницы. ART UKRAINE попытался узнать, о чем рассказывают эти впечатляющие работы.

После сна

 Анна Ландихова Чигару, у меня такое впечатление, что ваши инсталляции, подобные «В тишине», обращаются к моим собственным болезненным и интимным образам. Однако я убеждена, что то же самое испытывают многие. Какими усилиями можно создать произведения такой экспрессивной силы?

 Чигару Шиота У меня развитие идеи для одного произведения происходит в течение приблизительно двух лет. А реализация произведения занимает две недели. Конечно, чем дольше подготовка, тем больший эмоциональный стресс я испытываю. Само производство инсталляций - это большое напряжение, даже если я уже давно пережила те чувства, что вкладываю в произведение.

Состояние бытия

 - Ваши инсталляции с черными нитками - кажется, они выходят за пределы рационального восприятия и говорят о наших тайных страхах («Во время сна», «После сна»). Вы никогда не боялись результата своей работы?

 - На самом деле, я не пытаюсь спровоцировать страх моим инсталляциями. Темнота, которую особенно проявляют черные нитки, - это темнота Вселенной. Паутина вокруг моих произведений присутствует так же, как пространство, Вселенная или космос присутствует вокруг нас и вокруг всего.

Комната памяти

 - Как случилось, что вы начали использовать нитки как художественный материал?
- Прежде чем я обратилась к нитям, я в основном занималась живописью. В определенный момент я почувствовала недостаточность двухмерности полотна, и мне захотелось рисовать в воздухе. Нитями я прочерчиваю линии в воздухе, словно рисуя в нем.

После сна

 - Известна такая история, что вы стали ученицей Марины Абрамович ошибочно, а в действительности планировали учиться у Магдалены Абаканович. Это какой-то анекдот?

 - Это правда, я действительно хотела быть студенткой Магдалены Абаканович, но я счастлива, что училась у Марины Абрамович. Она не просто художественный наставник. Прежде всего она - художник, взаимодействие с которым меняет мировосприятие.

После сна

 - Вернемся к вашему художественному методу. Иногда вы создаете совершенно иной тип художественных инсталляций - со стеклом («Комната памяти»). Эти установки такие светлые и прозрачные. Хочется верить, что вы находите выход из темноты нитей ... Но после этих работ вы снова возвращаетесь к нитяным инсталляциям. Почему так?

- Инсталляции с окнами, так же как с нитками, говорят о  границах между одним пространством и другим. Для меня у стекла и ниток аналогичный смысл.

Во время сна

- Сегодня в художественной среде модно ставить глобальные остросоциальные вопросы. Ваши произведения связаны только с внутренними переживаниями и впечатлениями - своего рода вызов этой моде?

- Отправной точкой для моего искусства всегда становится какое-то мое личное внутреннее переживание. Но, по моему мнению, как только я представляю свое произведение публике, оно становится достоянием общественности, а значит - начинает нести определенную социальное сообщение также.


- Тема ARSENALE 2012 - конец и воскрешение мира. Размышляя о конце концов, я сразу вспомнила вашу кроваво-красную инсталляцию...

- Вы имеете в виду «Состояние бытия»? Это произведение о человеческом обществе. Я чувствую, что семейные, расовые, национальные, религиозные и другие границы проходят внутри нашей кровеносной системы. Границы зашиты в том, как мы существуем, и нам трудно пройти мимо или найти путь за пределы этого. В работах с трубками, заполненными красной жидкостью, я показываю кровеносную систему, которая включает в себя эти границы. Они представляют собой кровеносную систему всех этих границ. Только вместо того, чтобы быть внутри тела, они вынесены наружу, видимые для всех.

 

 

Анна Ландихова