ДНЕВНИК ARSENALE: Катерина Грегос: «Киевская биеннале по праву может называться международной»
Катерина Грегос – сокуратор Manifesta 9 совершила самое короткое путешествие в своей жизни. Она пробыла в Киеве меньше 24 часов, однако успела посмотреть экспозицию Первой Киевской биеннале современного искусства, а также выступить на последнем мероприятии Дискуссионной платформы с презентацией «Speech Matters», где подробно рассказала о своем недавнем кураторском опыте на примере работы над Датским павильоном на последней Венецианской биеннале. В интервью ART UKRAINE Катерина Грегос поделилась своими впечатлениями о Киеве и вкратце рассказала, о том, что зрители увидят на грядущей Manifesta.
Катерина Филюк Вы только что посмотрели экспозицию Первой Киевской биеннале современного искусства. Каковы ваши впечатления?
Катерина Грегос Выставка просто потрясающая и, конечно, само здание великолепное. Думаю, это совсем не просто - работать с таким пространством, и Девид Эллиотт прекрасно справился с этой задачей. Выставка демонстрирует очень продуманный подход в выборе художников и визуальных средств, которые они используют, экспозиция выстроена прекрасно, конечно, в рамках такого большого шоу невозможно представить ситуацию, когда нравятся абсолютно все работы, но многие из них очень интересны. Меня также впечатлила география проекта, которая демонстрирует, что Киевская биеннале по праву может называться международной и задала очень высокую планку.
- На лекции вы рассказывали о своем кураторском опыте, в частности о курировании Датского павильона на последней Венецианской биеннале, а сейчас курируете Manifesta 9. Расскажите, как вы стали куратором?
- В возрасте 12 лет я прочла книгу, ставшую сейчас классической – «История искусства» Эрнста Гомбриха. Это книга об истории искусства на протяжении веков. И тогда я поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься, мне было очень интересно научиться «читать» изображения, поэтому с раннего возраста я интересовалась искусством и не могла себе представить никакой другой профессии. Я всегда хотела быть историком искусства, а потом и куратором.
- Можете ли вы вспомнить вашу первую выставку?
- Да, конечно. Я помню ее очень хорошо. Эта выставка состоялась в 1997 году, сокуратором выступила Генри Мери Хьюз – директор галереи Hayward в Лондоне. Выставка называлась «Частное лицо/городское пространство», если я правильно помню название. Выставка проходила в Афинах и собрала новое поколение молодых британских художников, которые в то время находились в процессе становления, конечно, сейчас большинство из них на пике карьеры. Это была моя первая большая выставка, хотя к тому времени я уже сделала ряд небольших проектов во время обучения в Лондоне.
- И наконец, расскажите немного о том, что в этом году будет представлено на Manifesta 9.
- Manifesta, как вы знаете, – это европейская биеннале, которая проходит уже в девятый раз. Основана Manifesta была в 1996 году как ответ на изменяющиеся геополитическое положение в Европе, каждые два года она проходит в разных регионах и городах, в этом году – в Бельгии, в регионе Лимбург, в городе Генк. Это очень важный индустриальный регион Бельгии. Сама биеннале проходит в здании бывшего угольного комплекса, в чудесном здании 1924 года, здании в стиле ар-деко. В Генке было несколько крупных шахт, которые были закрыты в восьмидесятых, начале девяностых. Наша выставка, которая носит название «Глубина Модерна», исследует историю индустриализации и добычи угля в частности. Выставка делится на 3 части.
Впервые в рамках биеннале современного искусства будет представлен исторический раздел, рассказывающий об истории добычи угля и влиянии этого процесса на общество с начала XVIII века. Также будет часть, посвященная современному искусству, представляющая изменение производственного процесса по всему миру и связанная с вопросами постиндустриализации, капиталистических отношений, труда и экономики. Третья часть посвящена наследию. Мы будем работать с организациями и лицами, которые занимаются сохранением памяти и наследия, связанного с угольными шахтами и процессом добычи угля. Сейчас это очень важно, потому что шахты закрыты, а дети и внуки шахтеров не слишком интересуются историей своих предков и поэтому так важно сохранить память об индустриализации и модернизме ХХ века.
Катерина Филюк
Фото: Максим Белоусов