ДНЕВНИК ARSENALE: «Ослиная симфония» Лары Балади – крик отчаяния и надежды

Лара Балади – художница, ливанского происхождения, училась в Париже и Лондоне, но в 1997 году переехала в Египет. На Ближнем Востоке она не просто нашла себя в творчестве, а стала активной участницей общественно-политической жизни Каира. Трущобы замусоренного района вокруг столицы Египта, игнорируемые  правительством слои общества, революция 2011 года – все эти «темные времена» родной земли отразились в работах Лары Балади. «Ослиная симфония» - музыкальное произведение, которое художница создала совместно с композитором Натаниэлем Робином Манном, была представлена в рамках перформанса 24 мая. Используя "Симфонию печальных песен" Хенрика Гурецкого, Лара создала музыку, в которой выразила всю страшную, трагичную, почти неприличную суть скорби. Прослушать симфонию можно здесь. Сегодня на ARSENALE 2012 можно увидеть две фотоработы, на которых скорбные времена в жизни собственной семьи художницы, зафиксированы в виде прописаного кофе документального свидетельста. Однако, как и сказал Дэвид Эллиот, презентуя перформанс, работы Лары Балади не просто о смерти и скоротечности жизни, а и о надежде, которая помогает нам выжить.

Народный артист Украины, дирижер Государственного камерного оркестра «Киевская камерата» Валерий Матюхин, египетская художница Лара Баллади и британский композитор Натаниэль Робин Манн 

Анна Ландихова Расскажите про «Ослиную симфонию». Это так необычно, почему «ослиная симфония»?

Лара Балади Она была создана в 2008 году для Каирской биеннале. Темой биеннале были «Другие». Я так интерпретировала эту тему – что нужно построить башню, так же как был построен «красный город». "Ослиная симфония" заменяет крик отчаянья "красного города", крик земли и людей, которые на ней живут.

 

- Что такое «красный город»?

- Это окраины Каира, с домами из красного кирпича. Пространство вокруг Каира. Оно застроено нелегально. Это очень бедный район, куда люди опасаются ходить из-за высокого уровня преступности. В результате этих архитектурных построек были разрушены сельскохозяйственные угодья, за счет которых Египет существовал с библейских времен.

Лара Балади. Roba Vechia. 2007

-  А осел  - это символ этих окраин?

- Не совсем так: осел представляет землю и людей, которые на ней живут.

 

- Однако же, это слово «осел» часто употребляется, чтоб обидеть кого-то, что-то вроде «дурак»…

- Да. Так и есть. Это попытка посмотреть на негативный символ с положительной стороны. Как на надежду среди страданий.

Лара Балади. Роза

- Давайте поговорим о Ваших работах, представленных на Киевской биеннале: и «Роза», и «Хронология» созданы при помощи кофейных чашек. Вы используете кофе как художественный материал.

- Есть такой обычай гадать на кофейной гуще, когда переворачиваешь чашку и смотришь на рисунок, оставленный в чашке кофе. Некоторые люди могут по ним сказать, что с вами будет. Я использовала этот обычай и поверье для того, чтобы записывать судьбы, во время болезни моего отца.

 

- Для того чтобы узнать его судьбу?

- Нет, для того, чтобы написать дневник судеб всех людей вокруг нашей семьи.

 

- В Ваших работах вы часто используете узоры. Кофейные чашки на фотографии находятся на узорной поверхности. И в других работах, таких как Roba Vechia, тоже геометрический орнамент. Мне лично он напомнил калейдоскоп.

- Так и есть. Это действительно калейдоскоп размером с жизнь. Это работа о субъективности в написании истории. Видите ли, изображения в калейдоскопе все время меняются. Каждый, кто смотрит на работу, видит всякий раз что-то свое. Это значит, что у нас примерно одинаковые параметры восприятия, но мы по-разному интерпретируем. Каждый зритель получает свою историю.

Народный артист Украины, дирижер Государственного камерного оркестра «Киевская камерата» Валерий Матюхин, египетская художница Лара Баллади и британский композитор Натаниэль Робин Манн совместно работают над партитурой «Ослиной симфонии» («Donkey Symphony») - музыкального перформанса, который состоялся на открытии ARSENALE 2012 

- Лара, расскажите, вот вы родом из Ливана, учились в Европе, а потом вернулись обратно на ближний Восток. Это частая история, что люди уезжает в Европу. Но вы вернулись…

- Мне нужно было постигнуть эти двадцать лет, что я была отделена от «нашего мира». Я поняла, что Египту я могу дать больше, чем Европе.

- Вы имеете в виду общественную потребность в вас как в художнике?

- Да, в Европе все было несколько перенасыщено. Я стала художником только тогда, когда заново обручилась с Египтом.

- Вы принимали участие в Египетской революции 2011 (Серия уличных протестов и демонстраций в феврале 2011 года привела к отставке правительства, а впоследствии и президента Хосни Мубарака, находившегося у власти с 1981 года). Ваши художественные проекты как-то связаны с этим?

- Я продолжаю участвовать в революции. Но это не ситуация для создания художественных проектов.

- Когда в наших краях (бывшей Российской империи) происходит революция, то художники, как правило, становятся в авангарде со своими проектами, новыми смыслами и новой идеологией.

- Я бы сказала, что я это делала до того, как началась революция. Но когда она пришла, настало время стоять на земле, работать с людьми. Я работала на радио, работала на телевидении – вот мой способ быть частью революции.

- Вы рассказали много интересного об окраинах Каира и о символизме осла и крестьянина, но у меня все же остался вопрос: как это связано с тем, что происходит сейчас в Украине, с биеннале?

- Тема биеннале – это рай и ад, апокалипсис и утопия, худшие и лучшие времена. Симфония, конечно, указывает на отчаяние «красного города». Но те, кто придут 24 мая и услышат симфонию, поймут эту связь. Она невероятно печальна и невероятно прекрасна. Некоторым она даже может показаться смешной.

- Смешной?

- Печаль одинакова и для меня, ливанки, и для вас, украинки. И на самом деле, полное человеческое отчаяние почти ничего не отделяет от полного оргазма. Знаете, вот этот крик осла, он же на грани удовольствия и боли, никогда не скажешь, что именно в нем. Я хочу сказать, что даже в худшие времена всегда есть надежда. И всегда можно найти возможности, даже на самом дне страдания.


 

 

Анна Ландихова

Фото: Максим Белоусов