ДНЕВНИК ARSENALE: Ричард Дикон. «Я очень счастлив, что стал частью Киевской биеннале. Чувствую, что еще жив!»

19 июля в 19.00 в Мыстецком Арсенале в рамках Образовательной программы Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 состоялась встреча с британским скульптором, лауреатом премии Тернера, Рыцарем Ордена искусств и литературы Ричардом Диконом, которая стала завершающим событием Британской программы на ARSENALE 2012.

Ричард Дикон


Екатерина Филюк Первый вопрос касается вашей работы, которая представлена ​​на биеннале. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Ричард Дикон Эта работа была создана в 2005 году для галереи Тейт в Сент-Ивс и там она была показана полностью, все восемь частей. Потом было несколько выставок, на которых демонстрировались отдельные части работы. Решение снова показать все работы вместе отчасти было продиктовано помещением и его особенностями, например, стенами. Сейчас мне очень нравится, как работа выглядит, все работает – ты видишь цвет и форму. И хотя работа не была специально создана для биеннале, она выглядит как сайт-специфик. То, что она размещена так низко, будто активирует пространство сверху, ведь работа частично и об отношениях между внутренним и внешним.

 

- Ваши работы выставлялись на documenta в 1992 году, сейчас на биеннале. Вам больше нравится принимать участие в крупных шоу вроде биеннале или проводить персональные выставки?

- Когда ты превращаешься в такого выдающегося художника, как я, ты теряешь связь с биеннале и понимаешь, что твои работы лучше всего представлены именно на персональных выставках. Поэтому, когда делаешь большие персональные выставки в признанных музеях, чувствуешь себя очень важным, однако неожиданно понимаешь, что ты потерял контакт со всеми, кто тебе нравится. Быть включенным в большую выставку или биеннале очень важно с точки зрения того, как воспринимается работа, внимание она к себе привлекает. Итак, если говорить про эго, конечно, лучше персональная выставка, а если говорить о своем месте в мире искусства, о взаимоотношениях с другими художниками, биеннале играет очень важную роль. Я очень счастлив, что стал частью Киевской биеннале. Чувствую, что еще жив!

 

- У вас большой преподавательский опыт. Что вам дает преподавание? Кстати Фолкерт де Йонг, чья работа также представлена ​​на биеннале, ваш ученик.

- Да, я учил Фолкерта, когда преподавал в Амстердаме. Я начал преподавать отчасти потому, что мне нужны были деньги, а продолжил уже потому, что мне это очень понравилось. Иногда я не получал большого жалованья, но мне нравилось общаться с молодыми художниками. Потом я решил, что это может быть полноценной работой, я не хочу зависеть от продаж моих скульптур, мне нужен постоянный доход. Так, в начале двухтысячных я стал профессором в Париже в École des Beaux-Arts. Это был первый раз, когда я отвечал за студию и студентов и мне это очень понравилось.

 

- Вы также довольно много пишете. Является ли это дополнением к вашим работам, или это что-то совсем другое, еще одно средство выражения?

- Я начал писать в конце 60-х в качестве альтернативы скульптуре, а также как пояснение к перформансов, которыми я тогда занимался. Для создания скульптуры нужно время, тем более, что я никогда не мог сначала придумать скульптуру, а потом воплотить ее в жизнь, это всегда импровизация, и ты не знаешь, что именно получится в конце. Первые мои тексты были скорее описаниями скульптур или инсталляции, потом я стал писать, чтобы заработать немного денег, так я начал заниматься арт-критикой. А когда я начал преподавать, появились и тексты по истории искусства, скульптуры. Впоследствии я стал писать эссе в каталоги.

 

- Скажите, нравится ли вам создавать скульптуры для городского пространства? Отличается этот опыт от работы в студии?

- Самая большая разница в том, что когда делаешь работу для публичного пространства, должен предоставить много информации, дать представление о том, как будет выглядеть результат. В целом же публичное пространство - очень важная арена для искусства, и если художник отказывается работать в публичном пространстве, у него наверняка какие-то проблемы. Размещая работу в публичном пространстве, ты даешь ей жизнь. Для меня немного сложно предсказать результат своей работы, а люди хотят знать, что они получат, поэтому создается определенное пространство для обсуждения. В помещении работа выглядит совсем по-другому, я не считаю, что искусство должно быть представлено не только в музее, ведь это не какой-то парк развлечений, не зоопарк. Работа в музее не определяет границ искусства.

 

- Вы используете большое количество различных материалов для создания скульптуры. Почему?

- Я не использую материал потому, что он необыкновенный, скорее потому что он интересен. Есть огромный список материалов, которые я использовал. Мне кажется, что материал, из которого сделана скульптура, частично влияет на ее значение, смысл. Кроме того, интересно все время делать скульптуры из одного и того же материала. Итак, почти все, что я могу согнуть, повернуть и сформировать, становится для меня материалом. Так было еще со времен учебы.

 

- Исходя из этого, как вы видите будущее скульптуры?

- Думаю, оно очень спорно. Будет очень печально, если человечество утратит возможность создавать что-то руками, ведь это очень важно.

 

 

Екатерина Филюк

Фото: Максим Белоусов