ДНЕВНИК ARSENALE: Шигео Тойя. Дерево ничем не отличается от человека

Работа Шигео Тойи "Лес IX" 2008 года (дерево, пепел, акрил), экспонируемая в рамках Первой Киевской международной биеналле современного искусства ARSENALE 2012, представляет собой резные блоки древесины, вертикально размещенные как стволы деревьев. Сгруппированные вместе и покрытые слоем пепла, они вызывают в воображении образы туманных первобытных лесов.

Этой инсталляцией Тойя пересматривает свою программную работу Леса 80-х годов в контексте изобретенного им стиля “минималбарокко”. Об истории возникноваения названия сам Тойя говорит: "Однажды, после событий 11 сентября, я где-то прочитал фразу Сьюзен Зонтаг, глубоко затронувшую меня: «Давайте не будем глупыми вместе». Мне кажется, что эта фраза описывает всю ту опасность, нависшую над людьми в Соединенных Штатах. Дело в том, что они балансируют, колеблются между рациональным и эмоциональным восприятием. Мне кажется, это можно назвать тенденцией их общества к барокко. Тогда я придумал термин "минималбарокко". В то же время мне пришло в голову, что уже созданная мной серия Леса является классическим примером искусства минималбарокко". 

Шигео Тойя 

Монтаж инсталляции Шигео Тойи "Woods". Мыстецкий Арсенал. 2012

Фото: Максим Белоусов и Михаил Черный

Космополитичное и беспокойное японское арт-сообщество сейчас набирает силу в контексте мирового искусства и все больше привлекает внимание Запада. Так как европейские художественные традиции зачастую служили мощным подспорьем в формировании японского искусства, западному зрителю актуальные по форме выражения работы современных японских художников могут показаться запоздалыми репликами на европейское искусство прошедших периодов модернизма и постмодернизма.

Но если рассматривать японское искусство, следующее иным, кардинально отличным традициям в узком контексте европейской традиции, их истинное содержание останется нераскрытым. Тем не менее, сами по себе работы благодаря лаконичным формам и простым материалам становятся доступны пониманию любой аудитории.

Double Reflected Body II. 2001.

Группа Моно Ха

Японское авангардистское движение Моно Ха (Ли У Хван, Нобуо Секине, Ли Уфан, Сусуми Кошимицу), у истоков формирования которого в начале 1970-х стоял и Шигео Тойя, стало первым обьединением современных японских художников, получивших международую известность. Несмотря на обращенность к местным традициям, новое японское искусство восприняло современную ему европейскую художественую практику.

В частности эксперименты итальянского течения Арте Повера, апологеты которого стремились визуализировать диалог между природой и индустрией. Используя нехудожественные материалы, они хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства.

Учасники группы Моно Ха, уделяя внимание экспрессивным внутренним чувствам художника, как и представители Арте Повера, стремились свести на нет антиформалистские доктрины, доминирующие в движении авангарда последние два десятилетия.

Новый подход от японской группы Моно Ха, акцентирующий внимание на отношениях между человеком и предметом, стал повсеместно развиваться в художественных движениях других стран. Это привело к возникновению своеобразного модного феномена «японского» восприятия окружающей среды. Следствием которого стало обращение художников даже западной школы к натуральным материалам и формам.

Во главе с группой Моно Ха, интернациональная художественная общественность начала 1970-х стремилась представить новую трактовку извечному вопросу взаимоотношений человека и природы. Определяющим для нового стиля мышления стало основанное на буддийских концепциях благоговение перед природой.

From Borders VI. 1998

Японские скульпторы, современники Тойи, неизменно подчеркивают важность дерева, как основы своих работ. В противовес западному пониманию материала как массы, которую следует подчинить замыслу, японские скульпторы верят в одухотворенность дерева. В частности Чуичи Фуджи говорит: "Дерево ничем не отличается от человека, оно дышит, оно плачет. Если я буду уважительно к нему относиться, оно будет отвечать мне тем же".

Очень личностно и эмоционально описывает внутреннюю энергию дерева и ее связь с человеческим сознанием Тойя. "Однажды ночью в бурю я стоял у дороги с оврагом перед лесом. Лес был огромной черной массой, которая стонала и бредила. Но этот бред не был минутным явлением, а скорее его неизменной сутью. Я чувствовал, что это огромное живое существо уже поглотило бурю. Я быстро сел в машину и уехал, чтобы остаться незамеченными этим бушующим существом".

Minimalbaroque III. 2008

Искусство Тойи опирается на идеи и эстетику традиции, не столько основопологающей для японского искусства, сколько доминирующей во всей ее культурной сфере. Включая, например, философию синтоизма. Согласно которой предмет искусства является точкой духовного соприкосновения человека и природы. А основой художественного акта становится стремление художника раскрыть свою внутреннюю сущность, понять ее основу, которая лежит в единении с природой.

Minimalbaroque. 2006

Философия Дзен-буддизма задала медитативный характер искусству японских художников нового поколения. Согласно его концепциям, художественный обьект есть микрокосм Вселенной, его воспроизведенная копия, в которой человек не является центром, но лишь равной всем остальным частицей.

Светское искусство Тойи всегда носило глубоко духовное содержание. Через утрированную простоту природных материалов в скульптуре художник показывает первичную силу, порождающую рост и изменения, создание и разрушение, жизнь и смерть.

Double Reflected Mass. 2006

Чувство времени – с самого начала было одной из главых тем искусства Тойи. Процесс старения и его влияние на поверхность – то, что всегда его завараживало. В его руках пила становилась воплощением времени, искажающим и деформирующим поверхность. Еще в 1979 году он создал скульптуру из деревянных блоков под названием Помпеи, прорези на которых скорее напоминали шрамы, морщины, чем резьбу. "Они полны смерти, но все равно прекрасны", - говорит об этих элементах художник.

Magic Symbol 0612. 2006

В одном из своих эссе Тойя, в духе классической восточной прозы, описывает пейзаж. Движение ветвей от порыва ветра, лучи солнца, скользящие по горе, воздух и свет. Тойя приходит к выводу, что видимое - деревья и горы, на равне с невидимым - движением света и воздуха, являются составляющими единой структуры. Тогда он задается вопросом, возможно ли разрешить это противоречие видимого и невидимого посредством скульптуры.

Серией "Лес" 1986 Тойя показывает свое решение этой двойственности, через сочетание минимализма и декоративных элементов барокко, которые мастер усмотрел в сложной узловатой структуре дерева.

MinimalBaroque VI. 2010

 

1974 первая персональная выставка в галерее Tokiwa, Токио

1975 окончил факультет скульптуры в Университете Искусств префектуры Айчи

1983 представил перформанс на пляже Hamakurozaki в Тояме

1985 работал над сценгорафией для тетральной труппы Shinju Ten-no-Amishima для фестиваля в Gettingen Northeim, Германия

1986 участвовал в фестивале Classical Music and Contemporary Art, Toкио

1988 участвовал в 43-ей Венецианской Биеннале 

1990 выиграл Nagano City Sculpture Prize

2000 выиграл Asia Prize на Биеннале в Кванджу, Южная Корея

2003 получил награду Art Encouragement Prize от Министерства Культуры Японии

Живет и работает в префекутре Саитама, Япония

Работы Шигео Тойя хранятся в коллекциях: 

Национальный музей современного искусства, Токио, Япония

Музей современного искусства, Аахен, Германия

Городской музей, Амстердам, Нидерланды

Коллекция Дональда Хесса, Калифорния, США

 

По материалам:tokyoartbeat, mcaf.jp, pnaumann, grizedale

 

 

Подбор материала: Анна Радзевич