Друзья Йозефа К. В Киеве проходит месячник художественной поддержки «уголовников» и левого ликбеза

Дарья Трусова о проекте "Судебный эксперимент", который проходит сейчас в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии (ул. Сковороды, 2)

 

 

«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест».

Франц Кафка, «Процесс»  

 

Юристы всегда как-то по-особенному ценили искусство. Как и экономисты, физики, математики и прочие не-гуманитарии. Для них это настолько противоположная область, что не может не быть притягательной. Поход на выставку был для них таким же источником вдохновения (читай – переключения для привыкших работать в одной колее мозгов), как для поэта -- листание учебника по сопромату. Теперь всё не то. Кураторская группа «Худсовет» устроилась до середины ноября в Центре визуальной культуры на Подоле с выставкой под названием «Судебный эксперимент». Посвящённой вполне реальным судебным процессам, вплоть до точного указания статей в кодексах и фамилий следователей. Заходит юрист на такую выставку -- и будто возвращается в повседневный ужас: вот на лёске развешаны материалы из дела, вот на тарелочках демонстрируются способы пыток в милиции, вот скетчи реальных судей и фото и видео из повседневных судов. Ну, есть всякие там финтифлюшки вроде вязаной клетки, парадного полотна с каштанами, цветущими под солдатскими сапогами, социологического видео, снятого с трёх уличных камер наблюдения, и монументальной психоделики «Грати за гратами» - но всё это об одном и том же! О жёсткой реальности, о которой так хочется забыть к вечеру (вам доводилось наблюдать разгул набравшихся юристов? Это безумие трёх кабаков Парижской школы вместе взятых, вот вам слово). 

Конечно, в стране милицейского произвола и коррумпированных судей ситуация для такой выставки назрела давно. Но разбираться в чужих историях, чужих параграфах, разделять чужой ужас перед махиной правовой казуистики -- кому интересно? А тут в переплёт попали товарищи художников (в какой-то степени и сами художники) -- активисты Евгения Белорусец, Александр Володарский и братья Андрей и Сергей Мовчаны. Женя принимала участие в протесте против появления клубного дома «Fresco Sofia» в историческом центре столицы, и теперь ей вменяется административная ответственность за нанесение застройщику материальных убытков, поскольку она «своей деятельностью препятствовала проведению строительных работ». Володарский устроил перформанс перед Верховной Радой с партнёршей и раздеванием, и теперь ему светит уголовная ответственность по статье «хулиганство, совершённое группой лиц» - а это ни много ни мало до 5 лет ограничения или даже до 4 лет лишения свободы.

Тот же срок светит и Мовчанам. Они помогали местным жителям отстоять парк возле кинотеатра «Спутник», где церковь расставила забор с целью почтить строительством храма преподобного Сергия Радонежского -- из документов за подписью старшего следователя Дьордяя (это они развешаны на лёске) мы узнаём, что ребята, «игнорируя общепризнанные правила поведения и моральности, стремясь противопоставить себя обществу и показать пренебрежение к духовным ценностям граждан, вместе с группой не установленных следствием личностей в грубой форме посрывали доски указанного забора». 

Сейчас каждый из героев выставки находится в подвешенном состоянии между приговором и апелляцией, очередное заседание по делу Белорусец назначено на 22 ноября, а 29 октября было запланировано следующее слушание дела Мовчанов, но судья внезапно его отложила. И сколько таких «откладываний» и «переносов»! Из-за них каждый процесс тянется уже более двух лет, уже сам по себе являясь наказанием, а не «предисловием» к нему, так как «съедает время жизни», как выразился член «Худсовета» Никита Кадан. Он и другие художники стараются бывать на каждом заседании, чтобы поддержать товарищей: «чтобы суд чувствовал, что на него смотрят». Выставка составлена из работ (в алфавитном порядке) Анатолия Белова, Евгении Белорусец, Олександра Бурлаки, Александра и Виктора Володарских, Ксении Гнилицкой, Анны Звягинцевой, Никиты Кадана, Юлии Костеревой, Юрия Кручака, Василия Лозинского, Дмитрия Мирончука, Лады Наконечной, Николая Ридного, Алексея Салманова и Давида Чичкана. Причём чтобы увидеть все работы, зритель должен прийти в Староакадемический корпус Киево-Могилянской академии не один раз -- они появляются постепенно, «процессуально».

Каждая презентация новых работ совмещена с дискуссией в «левом» ключе о косвенных причинах мерзкого состояния украинского общества, при котором в порядке вещей «шить уголовку» человеку с всего-навсего нормальной эстетической чувствительностью. «Постсоветский капитализм и репрессивный государственный аппарат», «Украинская независимость и зависимое развитие», «Рабочее движение в современной Украине» - таковы темы дискуссий, которые проводятся при участии местных организаций «Лива думка» (её возглавляет одна из руководителей Центра визуальной культуры Ольга Брюховецкая) и «Организации марксистов», а также зарубежных гостей выставки Ильи Будрайтскиса (Россия), Хайса Кесслера (Голландия), Марко Бойцуна (Польша-Великобритания) и других. Естественно, не обходится без недоброжелателей: на прошлой неделе на дверях выставки появились листовки с призывом к студентам «знать и бороться за свои права, а не за пиар и продвижение левацких интриганов», а также чуть было не увенчалась успехом провокация одного квазипрофсоюзного деятеля с компанией фашиствующих «патриотов»: ситуация была близка к тому, чтобы дополнить экспозицию перформансом в виде драки. 

Как бы то ни было, «Судебный эксперимент» - беспрецедентное событие в плане сближения искусства со скучной, нудной и малоприятной средой делопроизводства (а также в иных случаях гомологичным ей самозабвенным сухим бубнежом левых теоретиков). Наличие друзей делает положение Йозефа К. не столь бессмысленным, да и его будущее не выглядит столь беспощадным. Друзья! Скоро страну накроет новым налоговым кодексом. Ну, мне ли вам рассказывать, как живописны коридоры районных налоговых инспекций и фондов социального страхования?