Двойное прикосновение. Звуковые игры Владимира Тарасова в Art14

«Я работаю на той территории, где есть звук» – признается Владимир Тарасов. Сказанное литовско-российским джазовым музыкантом и художником на открытии его персональной выставки в киевской галерее «Art14» 8 октября невольно отсылает к известнейшему библейскому изречению о слове, которое было в начале. Экспозиция Тарасова на двух этажах специально измененного под нее столичного арт-пространства убеждает, что звук творца – это прежде всего звук присутствия. Но всегда ли оно зримое? Кажется, именно на этот вопрос и пытается ответить проект «Между звуком и изображением».

 

Владимир Тарасов

 

Созерцание мира обязательно откладывается где-то на подкорке. Определенной части представленных работ Владимира Тарасова присущ подобный наблюдательный мотив. Почти через всю комнату на первом этаже «Art14» протянута белая шаль, подсвеченная снизу прожекторами и развевающаяся под звуки волн. Художник создал инсталляцию «Большое желтое такси» (2003), наблюдая за сплошным потоком желтых такси-автомобилей на Вест-авеню, когда жил в Нью-Йорке. Называя ее, музыкант в нем не мог не сделать отсылку и к песне Боба Дилана.

 

«Большое желтое такси» (2003)

 

В соседнем помещении расположилось произведение «Легенда о Шехине» (2003). Заглядывая за арку, зритель снова встречается с одиноким ветром, который безмолвно перелистывает страницы святого письма в храме с призраками. Здесь – дань памяти Владимира Тарасова репрессированным евреям; творчеству автора вообще свойственны размышления об исторических травмах народов, ведь его родном городе, – Архангельске, – в советское время находился один из ГУЛАГов. При этом Тарасов пытается не соприкасаться с политическим искусством, нынче особенно актуальным среди опозиционных художников Российской Федерации. «Я вообще пацифист по натуре, мне больше нравятся работы Йоко Оно», – рассказывает Владимир. – «Да, все мои друзья – диссиденты, но не в искусстве. Через искусство мы говорим о намного большем».

 

«Легенда о Шехине» (2003)

 

«Kiklos» (2010) – видео-арт на одной из стен на втором этаже галереи. Тополь, который виднеется из окна студии Владимира Тарасова, меняется в зависимости от времени года, а сам Тарасов только и успевает, что фиксировать отдельные мгновения в его бесконечном цикле цветения и увядания. Получается, даже извечные и, казалось бы, привычные человеческому глазу явления природы, и те – неуловимы.

 

«Kiklos» (2010)

 

Совсем другое дело – собственно, дело, а тем более – любимое. Именно ему, – то бишь, музыке, – посвящена большая часть произведений художника на втором этаже. Тут уж можно поговорить об отдельных эпизодах ежедневного напряженного творчества барабанщика-виртуоза. «Последний пейзаж» (2006) – совместная работа Владимира Тарасова и французского хореографа Жозефа Наджа, где сперва оба с красными клоунскими носами дурашливо извлекают звуки из соприкосновений теннисных мячиков с посудой, но затем каждый берется за то, что хорошо умеет: Тарасов играет на ударной установке, а Надж сопровождает музыку причудливыми движениями тела. В видео под названием «Ларри» наблюдаем за соло саксофониста – коллеги Владимира еще с 84-го года, который, возможно, и не догадывается, что запечатлен на нем под птичьи трели и мелькающие в кадре игрушки-свистульки. «Алеаторическая музыка для ударных и рулетки» (1993) – так вообще схема игры джазового оркестра с одного из тогдашних концертов Тарасова. «Барабан – архаически аутентический инструмент. Это как было, – палкой об палку, камнем о камень, – так и осталось. А ноты музыку только испортили», – считает Тарасов.

 

«Трио» (2009)

 

Свой собственный язык ему удалось найти благодаря сотрудничеству с московскими концептуалистами, в частности, с Ильей Кабаковым. «Он со всей этой компанией концептуальных художников ходил на мои концерты», – вспоминает Тарасов. – «Эти ребята были сами по себе, они никого не копировали. Конечно, это пересекается с русским авангардом начала ХХ века, но все равно…Понимаете, в искусстве нет спорта. Здесь главное – идентификация».

 

Владимир Тарасов рядом с работой «Алеаторическая музыка для ударных и рулетки» (1993) в галерее Art14

 

На открытии выставки Тарасова в Art14

 

И все же – как ему удалось найти ту самую точку соприкосновения зрительного и того, что возможно воспринять лишь на слух? И видит ли художник принципиальную разницу для себя в этих видах искусства? «У моих друзей художников если что-то не получается, они это оставляют и идут пить кофе. А я не могу сказать: приходите завтра, че-то не играется. Я – голый! Это искусство более прямого прикосновения к человеку», – отвечает Владимир. Охотно верим.

 

Фото с официального сайта Владимира Тарасова, а также со страницы Art14 в Facebook

 

Об авторе

 

Филипп Пухарев – журналист, редактор. Пишет о культуре и искусстве. Печатался в интернет-изданиях, работал на радио. В сфере интересов – музыка, литература, визуальный арт. Редактор сайта ART UKRAINE.

 


Филипп Пухарев