Джефф Уолл: Мастер деталей

Ему 65 лет, но он не перестает удивлять. Он получил мировое признание, но продолжает жить и работать в родном Ванкувере. Глядя на его работы, зритель порой выказывает непонимание, но это совершенно не смущает автора. Наоборот. Он считает, что чем больше у фотографии смыслов и прочтений, тем лучше. Один из наиболее влиятельных современных фотографов, он за основу своих произведений берет шедевры изобразительного искусства прошлых столетий. Он − это парадокс, сочетание противоположностей. Он − это Джефф Уолл, один из лучших фотохудожников современности.

С 4 февраля по 1 апреля в PinchukArtCentre пройдет персональная выставка Джеффа Уолла.

Джефф Уолл

 

Джефф Уолл. Осьминог. 1990. Лайтбокс, 182x229 см

Джефф Уолл родился в Ванкувере. Изучал историю искусств в Университете Британской Колумбии. Продолжил образование в Институте искусства Курто (Лондон), где получил ученую степень. («Джефф Уолл: Биография»).

Преподаватель и автор статей по теории искусства, неординарная творческая личность Джефф Уолл получил мировое признание и стал лауреатом фонда Хассельблад − аналога Нобелевской премии, но для фотографов.

 

Джефф Уолл. По произведению «Человек-невидимка» Ральфа Эллисона. Пролог. 2001. Лайтбокс, 174x250,8 см

 

Становление

Обучение в университетах и осмысление истории модернизма стало отправной точкой его творчества. В своих первых работах художник обращается к истории искусства, исследует проблему репрезентации. В 1970-х многие передовые художники увлеклись идеями «антиискусства» Марселя Дюшана, отказавшись от создания традиционных картин. Уоллу же, наоборот, захотелось вдохнуть в классическую живопись новую жизнь. По его мнению, классическая живопись не стареет, она не только может, но и должна двигаться вперед. (Мария Острова. «Top-10 Newsweek. Джефф Уолл. Фотографии в стиле полотен старых мастеров»). Наиболее сильное впечатление на начинающего фотохудожника произвели картины Мане, Веласкеса и Делакруа. Эти работы стали для «виртуоза фотокамеры» ключом в собственных художественных поисках.

Джефф Уолл. «Молоко, 1984». Лайтбокс, 189,2x229,2 см

Карьеру фотохудожника Джефф начал, когда ему исполнился 31 год. Однажды он ехал в автобусе, находясь под сильным впечатлением от посещения мадридского музея Прадо. Проезжая, он видел на остановках множество лайтбоксов, которые светились изнутри неоновым светом. (ПинчукАртЦентр в 2012: все главные выставки года). И вот тут художник понял, что лайтбокс − это именно то, что поможет связать классическую живопись и современное искусство, сделав из них единое целое. Так зародился неповторимый стиль Джеффа Уолла − фотоизображение размером с человеческий рост, отпечатанное на прозрачной основе и размещенное в подсвеченном пластиковом боксе.

Джефф Уолл. У входа в ночной клуб. 2006. Лайтбокс, 226x360,8 см 

 

Принципы творчества

Джефф Уолл известен фотографиями большого формата, которые по масштабам и сложности постановки сравнимы с полотнами XIX века. Он является гениальным режиссером-постановщиком. В своих работах он воссоздает события из жизни, но выстроенные исключительно для камеры. И при этом выглядят они так, как будто фотохудожник шел по улице и совершенно случайно запечатлел этот кадр. Благодаря такому эффекту многие критики сравнивают работы Уолла с кино, в котором для того, чтобы картина казалась реальной, нужна сложная и кропотливая работа целой команды под руководством режиссера. По поводу этого сам автор говорит так: «Смотря фильмы, я многое понял о связях между игрой актеров, постановкой, дизайном, композицией и изображением. Поэтому смотрю на кино как на принципиальную модель для фотографии». («29 сентября 1946 года родился знаменитый канадский фотограф Джефф Уолл»).

Джефф Уолл. Фотография для женщин. 1979. Лайтбокс, 142,5x204,5 см       

Самое интересное то, что свои работы художник преподносит как нечто вроде живописных картин современной жизни, так называемой «классики на современный манер». Джефф Уолл рассматривает фотографию как независимую художественную форму, которую нельзя смешивать с другими видами искусства для реализации собственных идей, иначе она потеряет свою индивидуальность и значимость. (Елена Зырянова. «Концептуальная фотография»).

Джефф Уолл. По произведению «Весенний снег» Юкио Мисимы, глава 34. 2000-2005. Пигментная печать, 59,3x68,6 см

В своих работах фотограф освещает разные темы: социальная дезинтеграция, расовая нетерпимость, место человека в современном мире. Но главная особенность этих работ заключается в том, что Уолл изображает на них повседневность, следуя принципу, что жизнь состоит из деталей. Именно поэтому художник обращает наше внимание на детали − на то, чего мы не замечаем, так как живем во время стремительной глобализации и бесконечного потока информации. Его работы «живые» − в них четко прослеживается совпадения противоположностей − искусственное и естественное, фантастическое и реальное, оригинальное и банальное, вечное и мимолетное. Наверное, это и есть ключ к разгадке уникальности его работ.

Джефф Уолл. Внезапный порыв ветра (по произведению Хокусаи), 1993. Лайтбокс, 229x377 см

Джефф Уолл. Вид из квартиры. 2004-2005. Лайтбокс, 167x244 см 


Джефф Уолл. Волонтер, 1996. Желатиновый серебряный отпечаток, 221,5x313 см


Джефф Уолл. Реставрация, 1993. Лайтбокс, 119x490 см

 

Подбор материала: Анастасия Ермакова