Эдвард Мунк на службе поп-культур
«Солнце ушло прямо в низ – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил крик, пронизывающий природу»
Дневник Эдварда Мунка, Ницца, 22 января 1892 г.
Прошлой осенью парижский музей Помпиду организовал выставку работ Эдварда Мунка. По всему городу были развешаны афиши выставки, на которых был изображён мгновенно узнаваемый Крик. Этот трюк срабатывал безукоризненно и у касс музея ежедневно выстраивалась очередь из людей со всех уголков планеты, пришедших посмотреть на “того самого Мунка”. Переходя из одного зала выставки в другой и внимательно рассматривая представленные работы, зритель поглядывал по сторонам в надежде увидеть легендарный Крик, но не найдя его, с лёгкой тенью разочарования покидал выставку, переходя от экспозиции к сувенирной лавке, предлагающей значки с изображением злополучной работы. Помпиду показал, что не Криком единым представлен Мунк в истории искусств, но также продемонстрировал, что маркетинговые приёмы ему не чужды.
Ко дню рождения художника ART UKRAINE предлагает небольшую заметку с подборкой работ самого Мунка и всевозможных его последователей: как от искусства, так и от интернет-прокрастинации. Отсыл к его выставке во Франции неслучаен. Во-первых, потому что Мунк интересен не только своей иконической работой Крик и даже не только живописью (художник уделял немало внимания фотографии, театру и кино), во-вторых, Мунк удивительным образом предвосхитил появление некоторых культурных феноменов, а в его творчестве нашли отклик многие из художественных стилей ХХ века.
Творчество Эдварда Мунка считают прелюдией к искусству ХХ века, с царящими в нём темами одиночества и отчуждения. Тяжелое настроение работ Мунка, мотивы смерти и отчаяния, присутствующие в них, неслучайны. В возрасте пяти лет Эдвард потерял мать, которая тяжело болела туберкулёзом, спустя несколько лет от этой же болезни скончалась юная сестра художника Софи, которая послужила образом для работы “Больная девочка”. «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» - писал художник.
Эдвард Мунк. Больная девочка. Холст, масло. 1886 г.
Задолго до появления поп-арта, с его тиражированием и копиями копий, Эдвард Мунк повторял свои работы. Упомянутая выставка в Помпиду как раз фокусировалась на том, как изменяласть техника и колористика в произведениях художника, на примере работ с одинаковым сюжетом.
Эдвард Мунк. Пубертатный период. Холст масло, 1894-1895 гг., 1914-1916 гг.
По одной из версий, повторения в сюжетах были вызваны маниакально-депрессивным психозом, которым страдал художник. Эту версию можно принять даже с логической точки зрения, ведь весь пафос экспрессионизма как раз заключается в выражении эмоционального состояния автора, его реакции на окружающую его реальность. А судя по биографическим данным, у Мунка было много причин быть склонным к разного рода паранойям. Хотя, например, серийный метод работы первых импрессионистов, в частности Клодам Моне, объясняется намного проще – он прибегал к повторениям/повторам для того, чтобы уловить малейшие изменения в окружающей среде и зафиксировать их на полотне. Ответ на вопрос, что же руководило Эдвардом Мунком при дублировании картин, оставим исследователям его творчества. А обратим внимание на те необычные факты биографии прославленного экспрессиониста, которые раскрывают его влияние на последующее поколение художников, вплоть до нашего с вами времени, включая завтрашний день.
Одним из неприятных в ряду прочих бедствий в тяжёлой биографии художника стал случай с неудачным розыгрышем, в конце концов приведший Мунка к психиатрической клинике. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством.
1. Роза Майзнер, фото сделано в 1907 году в гостинице Рон, Варнемюнде. 2. Плачущая женщина. 1907 г. Пастель
К фотографии Мунк относился не менее серьёзно, чем к живописи, и в 1933 году писал: "Если я настолько сильно жил этим изображением, не будет ли это равноценно рисованию яблок на столе или скрипки?" Фотографировать Мунк начал в 1902 году, не имея никаких специальных навыков. Чаще всего художник делал автопортреты: отражение в зеркале в полный рост, либо же в анфас и профиль, держа камеру в руке, так как это часто делают сегодня при помощи мобильных телефонов. Множество живописных и фото-автопортретов Мунка сегодня хорошо вписываются в категорию "лука".
Автопортрет со шляпой (правый профиль). 1931 г.
Автопортрет. Между часами и кроватью. 1940-1943 гг.
Автопортрет. К Марату. 1908-1909 гг.
“Отец” поп-арта Энди Уорхол, по мнению очевидцев, никаким психозом не страдал, но известно, что он активно популяризовал тиражирование произведений искусства. В частности, он выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979).
Энди Уорхол. Крик (по мотивам Мунка). 1984 г.
Энди Уорхол. Мадонна и Автопортрет с рукой скелета (по мотивам работ Мунка), 1984 г.
В массовой культуре сюжет картины Крик неустанно эксплуатируется. Помимо десятков постоянно обновляющихся интернет-мемов, образ героя картины Мунка послужил прообразом знаменитой маски из фильма «Крик», в сериале «Доктор Кто» есть инопланетная раса, внешний вид представителей которой был навеян всё тем же полотном, а в Юникоде версии 6.0. существует соответствующий смайлик («face screaming in fear», U+1F631).
Маска из фильма «Крик»
Инопланетная раса в сериале «Доктор Кто», образ которой навеян картиной Мунка
Смайлик face screaming in fear, U+1F631
Оригинальный Крик существует в четырёх вариантах. Работы были написаны между 1893 и 1910 годами. Некоторые исследователи полагают, что художник работал над этим сюжетом, пока не прошёл лечение в психиатрической лечебнице. В Музее Мунка находится один живописный Крик (украден в 2004 году, спустя два года найден с поврежденияими и только в 2008 году вновь представлен публике) и одна пастель, в Национальном Музее Норвегии находится ещё одно живописное полотно (похищено в 1994 году, но спустя несколько месяцев возвращено). Четвёртая работа (пастель) находилась в руках норвежского миллиардера Петтера Олсена и в мае 2012 года была продана за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, став самой дорогой в истории арт-рынка работой.