Ее здесь не будет!
У Центра визуальной культуры (ЦВК) теперь действительно есть все шансы превратить доступную медиа-сферу в «жалобную книгу». Меня несколько поразил отказ редактора известного портала о современном искусстве публиковать очередные статьи, посвященные событиям вокруг закрытия выставки "Украинское тело". Вероятно, затянувшийся общественный кризис в связи с непрекращающимися со стороны украинской власти актами политической и художественной цензуры, вводимой как на законодательном, так и на единоличном уровне, публично опостылел. Несмотря на то, что большинство участников Центра визуальной культуры продолжает бороться с репрессивной политикой ректора НАУКМА Сергея Квита, на следующем заседании университетского Учебного совета мы судорожно ожидаем вынесения окончательного «приговора» для нашей институции.
Кети Чухров
Вслед за проектом «Украинское тело» в Центре визуальной культуры была запрещена фото-выставка Евгении Белорусец и Наталии Чермалых о повседневности украинских квир-семей. Выступая против подобного обесценивания художественной и кураторской работы, следует обратить особое внимание на то положение, в котором находятся сегодня не только активисты ЦВК, но и их коллеги. По авторитарной воле ректора и ложным заключениям об аварийном состоянии Староакадемического корпуса, в Центре визуальной культуры одно за другим срываются запланированные мероприятия, в том числе с участием известных международных исследователей и художников.
Еще месяц назад я просила разрешения у администрации НАУКМА для проведения курируемого мной проекта: российский философ и поэт Кети Чухров должна была представить в Центре визуальной культуры свою поэму-ораторию "Афган-Кузьминки". Кроме того, что администрация отказалась разрешить нам использовать университетское фортепиано в целях музыкального сопровождения перформанса, Сергей Квит в не обсуждаемом порядке снова отменил мероприятие, мотивируя свои действия недопустимостью звучания русского языка в НАУКМА. Обвиняя меня как куратора в каких-то заговорщицких провокациях и спекуляциях, ректор без надлежащих объяснений резюмировал об авторе поэмы „Афган-Кузьминки” следующее: «Ее здесь не будет!».
Вынося за скобки неаргументированные оскорбления в адрес Кети Чухров, лишний раз становится очевидным, что украинские чиновники, открыто поддерживающие ультраправую националистическую идеологию, продолжают осуществлять травлю своих оппонентов при помощи цензуры произведений искусства. Об идеологическом противостоянии политических сторон в Киево-Могилянской Академии мы уже не раз публично говорили, и объективные причины, по которым наша работа в университете остается запрещенной, были мной недавно описаны.
Перформанс Кети Чухров концептуально задумывался как последующая часть феминистической программы художественного объединения "Женский Цех", конференции "Феминизм: точка сборки" и презентации третьего числа "Политической Критики" («Секс и политика»). После перформанса с Кети Чухров, организацией "Феминистическая Офензива" и Центром визуальной культуры планировалась совместная дискуссия о проблемах гендерной дискриминации и современных феминистических стратегиях сопротивления, которая также не состоялась.
«Афган-Кузьминки», топонимически являясь вещевым рынком в Москве – это поэтическая оратория о гендерной, сексуальной и экономической политике. Социально-политическая поэма, мелодекламативно исполняемая автором в собственном музыкальном сопровождении, поднимает проблемы патриархально-капиталистических отношений в современной России. Эти отношения определяются гендерным неравенством, фиксацией половой принадлежности и ее ключевой ролью в господствующих рыночных условиях, а также продажей и товарной стоимостью женского тела. Сцены из жизни торговцев на рынке дискурсивно изображают в поэме модели эксплуатации и патриархального насилия, с которыми сегодня сталкивается большая часть постсоветского населения.
Подытоживая все вышесказанное, я хочу сказать, что еще одна кураторская и художественная работа в Украине оказывается под запретом. Активисты ЦВК вновь и вновь обращают общественное внимание на чиновничье невежество, ведь все усилия художников, кураторов, научных и политических деятелей, направленные на установления диалога с ректором С.Квитом, намеренно им игнорируются и нивелируются.
Однако, даже учитывая перечисленные обстоятельства, я никогда не чувствовала в узкой интеллектуальной среде большей сплоченности и солидарной готовности к взаимодействию, чем в это сложное для нас время. Используя название одноименной книги Михаила Рыклина, это и есть «время диагноза», которое наступило уже не только для участников Центра визуальной культуры, но и для всего украинского общества в целом. Именно поэтому радикальные протестные кампании против политической и художественной цензуры в Украине должны продолжаться.
Кети Чухров – философ, поэт, преподает на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ. Член редакционного совета «Художественного Журнала», автор книг и поэтических сборников «Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства», «Война количеств», «Просто люди».
Живет и работает в Москве.
Елизавета Бабенко