"Эфирные & Тела". Концепт
6 октября в 19:00 в Худпромо состоится выставка "Эфирные & Тела", в которой будут представлены "темнильники" Димы Дульфана и скульптуры Жени Годенко. Представляем текст о проекте от куратора выставки Маши Целоевой.
Полюса сходятся. Как говорил Лао-цзы: "То, что порождает друг друга – это бытие и небытие, то, что должно быть скрытым, но обнаружило себя, — это тайное, то, что служит друг другу – это высокое и низкое". И так без конца.
Современное искусство не сковано необходимостью отражать реальность, поскольку сама реальность, как нечто устойчивое, то и дело ставится им под сомнение. Оно зачастую сопряжено с мистификацией и пытается компенсировать травмы, сопутствующие становлению возвышенного человеческого субъекта сквозь призму амбивалентности. Так мы приходим к двум полюсам: метафизическому и диалектическому, отталкивающему и возвышенному. Прекрасное лишь маскирует травмы, не помогая с ними совладать. Возвышенное же доставляет наслаждение, приносит удовольствие, подчас смешанное с болью.
Проект "Эфирные & Тела" строится на единстве и борьбе противоположностей. Он соединяет полюса смысловых интенций, заложенных авторами. Художники выступают фиксаторами, репрезентируя антитетичность телесности и всепроникающей эфирности. "Темнильники" Дмитрия Дульфана излучают бестелесную субстанцию, бесплотное подсознание света. Они туманны и неопределенны, но их бестелесность визуальна. Функция "темнильников" – не освещение пространства, а излучение Дао, которое глубоко и темно, пусто, но неисчерпаемо. Телесность скульптур Евгения Годенко одновременно документальна и обманчива. Снимая с тела форму, художник овеществляет пустоту. Гипс, заполняющий контрформу, являет содержащиеся в ней пустоты. Тело как повод, явленная пустота как улика. Эротика наизнанку – рождение Мадонны из пролитого на тело воска. Сам скульптор уходит от личного высказывания, от какого-либо вмешательства в натуру. Тем самым действие оборачивается недеянием. Недеянием совершается акт творения. Достоверность становится иллюзией. Внутреннее становится внешним. Невесомое становится основой тяжелого. Свет приравнивается тьме. Экклезиастово время разбрасывать и собирать камни. Обнимать и уклоняться от объятий.
Отрицание является завуалированным утверждением. Оно служит основанием всякого мышления, которое осуществляет выброс, или отбрасывание от себя некоего содержания, тем самым подготавливая почву для последующего приятия этого содержания. Отрицая, субъект уничтожает вытеснение. Он ещё не выводит вытесненное из бессознательного, но уже непосредственно подготавливает его к этому выведению. Единство эфирного и телесного возникает из их противоположности. Логика парадокса. Квантово-волновая иллюзорность объектов Дульфана возвращается к себе же в симулятивной телесности скульптур Годенко. Объект и его противоположность, снятый – идеальный конструкт. Соединение несоединимого порождает новую синтетическую реальность. Взаимопроникновение борющихся и отрицающих друг друга противоположностей ведет к их взаимоперетеканию, порождающему новое единство. "Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом".
Дмитрий Дульфан комментирует проект: "Дело всё в том что мир который нас окружает состоит из многогранных взаимосвязей времени и пространства, стихий и пустоты и что самое удивительное, – этого всего не существует, то есть просто этого нет или скорее всё так относительно, что кажется не существующим. Но дело даже не в пустоте, которой тоже нет, а в причинах эфирности мира. Но, тем не менее, он настолько явный и проявленный, что как не всматриваешься в него – нет причин сомневаться в его подлинности.
Вот и по сему наш проект как раз это и проявляет. Наш творческий поток определяется некой квантовостью искусства, двойственностью и непостоянствомконтекста. Евгений Годенко словно воссоздаёт миры забытые и архаичные, я же в своих работах отражаю иррациональность мира, его невидимые грани. Камерность работ Евгения раскрывает тайны самого витального мира, его непоколебимой реальности, в моих работах живёт свет и он живой, а оболочка из разноцветной целлюлозной пленки – тончайшая грань между ничем и всем. Вот в этом то и парадокс проекта. Как говорят квантовые психологи и буддисты – это две стороны одной медали, которую носит Создатель, пребывая в недвойственности".
Возможно, этот текст, подобно дульфановским "темнильникам", скорее затемняет, чем проясняет идею проекта "Эфирные & Тела". Но ведь и Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао.
Куратор проекта: Мария Целоева.