Катерина Ермолаева «Меня интересуют проблемы, с которыми нам никогда не справиться»

Украинская художественная сцена требует новой крови. Это утверждение можно услышать от многих критиков, художников, просто небезразличных. Мы жалуемся на застой идей и «одни и те же лица». Но как часто мы действительно по-настоящему стремимся узнать, о чем думают, чем живут и какой самый-самый первый проект молодого художника? Как часто мы действительно всматриваемся в новые лица? Может быть провокационный стрит-артист, который развешивал по Донецку графичные изображения гопников и людей с бычьими головами, окажется тонкой и открытой девушкой, которую волнуют темы неконтролируемой человеческой агрессии, разрыв между поколениями и работы с открытым городским пространством. До 11 декабря в Малой галерее Мыстецкого арсенала проходит выставка «Homo/Animalis» молодой украинской художницы, студентки курса «Современное искусство» при Школе визуальных коммуникаций Катерины Ермолаевой, а по совместительству и стрит-арт художника Михалыча.   

 

На твою первую персональную выставку вышла положительная рецензия. Ты же знаешь о ней? Дмитрия Десятерика в газете «День». Расскажи о своих впечатлениях? Ведь, мне кажется, это волнительно – первая персоналка и сразу  – хорошая рецензия.

 

Это странное ощущение, потому как до этого, когда я делала стрит-арт проекты, отзывы всегда делились на два фронта: те, кто были «за», и те, кто – резко «против». И были, конечно же, те, кто совсем не понимал, что я делаю. Эта разница во мнениях мне всегда нравилась – когда есть непонимание, есть диалог. На выставке тоже были моменты несогласия и это было познавательно.

 

С выставкой я очень волновалась, так как это первый раз, когда я делала что-то под конкретное пространство. На улице ты вроде тоже работаешь с пространством, но в галерее у художника появляется другая возможность – сразу увидеть реакцию зрителя. То есть ты боишься своих ошибок, недоработок намного больше. На улице этого нет. В публичном пространстве любой может и имеет право убрать твою работу, это нормально. У меня был случай еще в Киеве, мне писали «Мне не нравится, что твоя работа висит возле моего подъезда», на что я отвечала «Окей, ты можешь ее снять или закрасить». Была масса случаев, когда одну работу в одном экземпляре я клеила в шесть утра, а в полдевятого ее уже не было. Считаю, что подобный жест – это также высказывание. С галерейным пространством именно это и волнительно, что работу, которая не понравилась, не могут сорвать или уничтожить, человек это носит в себе.

 

Фрагмент выставки «Homo/Animalis» в Малой галерее Мыстецкого Арсенала, 2014

 

Так вот, расскажи, как ты стала Михалычем? Когда начала делать свои стрит-арт проекты? И почему такой забавный псевдоним – ты не похожа на Михалыча?  

 

Первый стрит-арт проект «Со стороны» был в 2011 году и рассказывал о, скажем так, представителях местного молодежного сообщества – обычная гопота, школьницы на пороге выпуска, заранее готовящиеся к «взрослой» жизни, местные клабберы. Это было первое мое художественное высказывание, незрелый проект, а за полгода до этого я вообще не воспринимала стрит-арт. Правда, уже были наброски, но я вообще не понимала, что со всем этим делать и долго не решалась. А потом  в Донецке должна была состояться лекция о стрит-арте Толика Белова. Он привозил свой уличный проект, и я подумала, что первым, кто сделает что-то подобное в моем родном городе, должен быть дончанин. Мне это тогда казалось очень идейным и правильным. Потому что все интересное приходило обычно извне.

 

Проект «Со стороны», 2011

 

На тот момент у меня уже были эскизы. За неделю я перевела их в большие форматы. И мы тремя группами расклеили 20 больших работ за ночь. Как оказалось за пару часов до расклейки, это был день ВДВ и выпускные в школах, так что милиции по городу было много. Но менять все уже было поздно. Тут надо упомянуть, что никто из нас ни с чем подобным никогда не сталкивался, некоторые из ребят вообще не знали, что такое стрит-арт. Это был героический подвиг. На следующий день началась шумиха по этому поводу. А Михалычем я стала за несколько часов до расклейки. Друг, который тогда работал в горисполкоме, был в подчинении у губернатора донецкой области Близнюка, которого на работе они называли Михалычем. Он как-то пошутил на эту тему и я поняла, что это довольно забавно и очень просто – такой себе свой парень с района.

 

Ты приехала в Киев и стала продолжать?  

 

Да. В Киеве на Верхних Валах, возле перехода, можно найти оставшиеся работы из первого проекта. Висят уже 3-й год. С ним я еще участвовала в параллельной программе Арсенале.

 

Работа «Без названия» в рамках проекта The show within the show \ Upfront в Мыстецком Арсенале, 2014

 

Потом был проект «С природным содержанием», посвященный сходству поведения животного и человека. О ярлыках таких как «курица» и «бык» и их соответствии поведению людей, на которых их вешают. По городу были расклеены плакаты, иллюстрирующие поведение женщины в женском сообществе и мужчины в мужском сообществе со сносками из пособия по животноводству, которые реально подходят под поведение людей. У персонажей были головы соответствующих животных. С этим проектом в 2012 году я стала номинантом в МУХах.  

 

Последний проект назывался «Generation Gap». Это коллаж из трафаретов и наклеек со стариками и персонажами из индустрии развлечений, пришедших к нам с запада. Он о контрасте между доживающим свой век поколении советского человека и пришедшего на смену ему поколении новых западных ценностей. Ты должна была видеть, когда проходила по Андреевскому спуску – в арке напротив церкви рисунок, Bugs Banny спрашивает бедняка «What’s up?». По городу эти трафареты в разных местах.

 

Проект «Generation Gap», 2013

 

Вот откуда эта трафаретная графика животных в выставке «Homo/Animalis».

 

Мне захотелось отойти от плоскости, потому что просто перенести плоскостные уличные работы в галерею, мне показалось скучным. Каждый раз интереснее делать что-то новое, из работы в работу менять подачу. Выставочное пространство – это замкнутое пространство, и это нужно было использовать. А вот отходить от графики не хотелось – раньше долго думала, что нужно осваивать живопись, но все-таки приняла в себе графика. В «Homo/Animalis» за основу я взяла детские книжки-раскладки, в которых элементы, расположенные на разном отдалении друг от друга, образуют объемные картинки.

 

Насколько сложно тебе было в первый раз работать с выставочным пространством?

 

Я даже макет сделала, уменьшенную копию галереи и самой инсталляцией, потому что были переживания, что я что-то упущу, или не рассчитаю. Вторая же комната стала на контрасте с первой – в ней я сделала символический жест, расстелила декларации прав человека.

 

Ты сравниваешь человека с животным. Почему тебя интересует эта тема?

 

Это о человеческом через животное. В моей инсталляции животные убивают других животных своего же вида. В природе они так себя не ведут – межвидовая агрессия существует, но чтобы животные становились убийцами себе подобных, такого не наблюдается. У них существует очень четкая иерархия и ритуальное поведение, которых они придерживаются, поэтому уничтожать при борьбе других желания не возникает.

 

У человека в принципе те же мотивы агрессии, что и у животных – борьба за территорию, иерархию, половая мотивация и т.д., однако человек более спонтанен и не поддается контролю и, как правило, идет до конца. У людей можно часто услышать оправдание «во мне взыграл животный инстинкт», но как раз это и не правда – у животных агрессия редко доходит до кровопролития и убийства. Странно, что человек все свои низовые качества перекладывает на животных. С помощью визуализации войн в животном мире я решила показать, насколько это дико выглядит. И эта тема – животное в человеке и наоборот – проскальзывает у меня уже не в первый раз. Проект «С природным содержанием» был о схожести, здесь же я говорю о схожести, которую якобы все приписывают, но которой в действительности нет.

 

Фрагмент выставки «Homo/Animalis» в Малой галерее Мыстецкого Арсенала, 2014

 

В животном мире нет и зафиксированных деклараций прав…

 

С помощью таких документов человек как раз и пытается контролировать ситуацию – защитить себя от себя самого. Однако на самом деле они не работают. И если в Европе еще как-то стараются придерживаться законов, кто-то и знает содержание декларации, то в Украине по правам человека в прямом и переносном смысле топчутся ногами. Очень важный документ, составленный после Второй мировой войны, остается просто текстом на бумаге – не более.

 

Тебя давно волнует тема агрессии?

 

Основательно я о ней задумалась этими зимой-летом. Потом я заинтересовалась самими понятиями, полезна в словари и поняла, что здесь безграничное поле для раздумий. Например, многие не осознают, зачем нужны военные парады. Этим летом было много вопросов по поводу затратного военного парада в Украине на фоне развивающихся боевых действий на востоке. В животном мире, сильные особи показывают свою мощь по-разному - каждый вид показывает свое сильное оружие: кто-то демонстрирует клыки, кто-то – когти, кто-то – выпячивает грудь. У человека – это оружие, а парады – стремление показать противнику, чем ты обладаешь. Ученый Конрад Лоренц в ходе многочисленных экспериментов выявил, что у животного в ходе эволюционного развития, когда для защиты появились, например, большие клыки или когти, в противовес развились также и моральные качества. А у человека с ростом мощи, мораль остается на том же уровне.

 

Проект «С природным содержанием», 2012 

 

 

В своей выставке ты сейчас, по сути, говоришь об актуальных проблемах, но не так прямо как большинство наглядных выставок после Майдана.


Но все равно получилось очень прямо. Опять-таки, предыдущие же мои проекты были на улице, а когда работаешь с уличным пространством, приходится быть прямолинейным – ты ведь разговариваешь со зрителем, который думать долго особо не будет. И когда я делала совершенно очевидный проект «С природным содержанием», в котором была картинка и пояснительный текст, то увидела, что не все люди понимали, о чем идет речь. Более действенно уже было бы человека просто останавливать на улице и с ним разговаривать. Прохожий-зритель – это не посетитель галереи, он не всегда будет задумываться об истоках каких-то явлений, ведь у него работа, семья и вечернее телешоу. Мне кажется, что если художник хочет что-то донести до такого зрителя, ему нужно переходить на язык этого зрителя, особенно если он находится на его территории.

 

А ты не боишься в таком случае сойти до абсолютно каких-то примитивных вещей?

 

Как раз сейчас пытаюсь уйти от этого.

 

Ты будешь еще возвращаться к работе в публичном пространстве?

 

Да. Хотя в какой-то момент и думала больше не возвращаться. Но в галереи приходят одни и те же люди, и часто выставка это не более, чем CV у художника. С улицей другая история – визуальный шум поглощает людей, и там нужно щелчком сработать на их внимание – это очень интересно.

 

Проект «С природным содержанием», 2012 

 

 

А какие цели ты перед собой ставила, когда расклеивала работы? Вот человек увидел и что?

 

Все же начинается с самоанализа. Понятно, что изменить мир не может быть задачей художника, потому что это нереально. Ну правда, я не верю в это. Расклеивая свои работы, я рассчитывала на то, что хотя бы один-два человека увидят и задумаются об окружающем их мире и своей роли в нем. Я больше ни на что не надеюсь, кроме как на маленький толчок к пробуждению нескольких человек.

 

Какие темы тебя еще интересуют? 

 

На самом деле никаких конкретных тем, касающихся локального контекста у меня нет. Меня больше интересуют общие истоки человеческого поведения, проблемы, с которыми нам никогда не получится справиться. Потому что все наши беды от нас самих, от нашей истинной природы, от которой большинству очень не выгодно или не удобно уходить. Темы появляются, когда происходят какие-то события, или случаются внутренние изменения.

 

Проект «С природным содержанием», 2012 

 

 

Ты родом из Донецка. Расскажи о своих внутренних изменениях как художника, когда ты переехала в Киев.


В Донецке все было очень местечковым, потому как художественная среда там неразвита. По образованию я архитектор, и в Донецке это была единственная возможность получить высшее образование в творческой сфере. В общем-то, все, откуда я могла черпать информацию, это был интернет. С появлением таких институций как Изоляция отдельные люди могли немного вдохновляться – она собирала вокруг себя очень интересных людей и резонировала с местной средой. В Донецке я как-то не сильно думала о социальном, это скорее проходило фоном.

 

Как я уже сказала, переклинило меня на первом стрит-арт проекте, когда я почувствовала, что такое работать с публичным пространством. Кроме того, вот еще вспомнила – немного позже после моей первой расклейки по городу стали появляться стикеры. То есть люди начали реагировать и в ответ расклеивать что-то свое. Это очень сильно мотивировало. Киевская художественная среда значительно больше, в сравнении с донецкой, точнее, в отличие от донецкой, она есть. И возможно у меня были большие ожидания, но когда я сюда приехала, то почувствовала себя очень маленькой, незначительной. Но я начала больше думать над своими проектами, больше общаться и учиться у тех людей, которые меня окружают теперь. Это помогло в развитии.

 

Проект «Со стороны», 2011

 

 

Да, Киев по сравнению с Донецком очень институализирован: если ты не действуешь по законам арт-системы, ты в нее не попадаешь. Как тебе кажется, насколько это может поломать или изменить художника?

 

Когда я еще жила в Донецке, то думала, что меня это может сломать. Но в принципе меня это наоборот мотивирует. Это я отчетливо поняла еще пару лет назад, когда подавалась на премию PinchukArtCentre. Если у тебя нет CV художника – хорошего выставочного стажа – то шансы твои куда-то пройти практически нулевые. 

 

Как ты к этому относишься?

 

Поскольку по природе я человек ленивый, то отношусь к этому только как к дополнительной стимуляции. Единственное, это очень обидно в ситуации, когда действительно стоящий художник не может пробиться только потому, что по своей сути он совершенно не общителен, мало контактирует с окружающим миром или территориально находится в изоляции. Долгое время я также была замкнута в себе и нигде не выставлялась – не подавала работы потому, что не считала их достойными, или удачными, да и вообще боялась любых контактов. Так происходит и до сих пор – такая неуверенность и страх, и мысли «а может еще поработать?». На те же МУХи 2012, например, меня заставили податься в последний день.

 

И ты таки прошла. Что тебе дали МУХи?


Кстати МУХи и дали мне первый опыт работы с выставочным пространством. Именно тогда я поняла, что далеко не всегда стрит-арт уместно смотрится в галереях. Это было время, когда я только приехала в Киев, поэтому МУХи подарили также бесценное общение – я познакомилась со многими молодыми талантливыми художниками и очень интересными людьми.

 

Проект «Generation Gap», 2013

 

 

Ты отучилась на курсе «Современное искусство» при Школе визуальных коммуникаций и скоро должна быть финальная групповая выставка. Расскажи, почему ты подалась на эту программу и что в результате получила?

 

Я понимаю, что нужно постоянно учиться чему-то новому. У меня был долгое время дефицит общения и обмена информацией. Курс должен был заполнить массу пробелов. Там очень хорошие преподаватели, художники и теоретики, которые работают в поле современного искусства уже достаточно долгое время, и у которых можно почерпнуть полезные вещи. Нас там постоянно учили думать и анализировать, очень много давали литературы. Была масса обсуждений, практических занятий. Это бесценный опыт. Ребята все совершенно разные, каждый со своим уникальным бэкграундом и любая информация воспринималась всеми также по-разному. В обсуждениях это всплывало и доходило до баталий. Это тоже уникально и дает возможность видеть больше.

 

Также в Киеве я перехотела получать живописное образование – раньше было представление, ну как это художник и без академического образования. А вот теоретическая база очень важна. И на курсе я ее получила. Мне еще долго придется дочитывать, так как, повторюсь, давали массу литературы. Не все можно осилить сразу. Многое теперь стоит перечитать. Я после курса в творчестве стала более требовательна к себе и стала относиться более критически к тому, что делаю. Многое переосмыслила. Очень хорошо замечаю это за собой в диалогах или когда кто-то спрашивает совет – понимаю, что еще пол года назад ответила бы по-другому. Скоро должна быть финальная выставка в Closer, сейчас все ребята к ней активно готовятся. Подготовка к выставке бурная и сопровождается массой дискуссий. В итоге должно быть что-то очень интересное.

 

А чем ты собираешься заниматься дальше? В каком направлении думаешь двигаться?   


В данный момент для себя решила экспериментировать с графикой и, однозначно, уходить в пространство. Хотелось бы работать с уникальными локациями. Пока это только заключения последнего месяца, но зиму рассчитываю посвятить уже реальным проектам/планам. 

 

Проект «Generation Gap», 2013