Эрика Гоффман. Коллекционер с 45-летним стажем

Больше 15 лет, каждую субботу, Эрика Гоффман открывает двери своего дома для ценителей искусства и широкой публики. Ее лофт, раскинутый на 1400 квадратных метров в Восточном Берлине, посещают около 7000 человек в год. Как-то раз, во время очередной экскурсии один из посетителей удивленно спросил Эрику: «Ну и где же вы в таком случае живете?».

Эрика Хоффман. Фото предоставлено Жан-Питером Бунингом, Берлин 

Статья из ART UKRAINE № 6-2 (31-33). Рубрика КОЛЛЕКЦИЯ

 

На самом деле, жизнь среди искусства не так уж утомительна, считает сама Эрика: Френк Стелла, Феликс Гонзалес-Торес, Франсуа Морелле, Герард Рихтер, Брюс Науман, Энди Уорхол не самая плохая компания.

Дизайнер одежды, искусствовед, коллекционер, общественная деятельница, куратор и активистка. Ее приглашают в качестве лектора на передовые арт-ярмарки, в том числе Арт Базель Маями. «Эрика была у истоков создания Берлинского современного культурного общества, организовывала семинары, перформансы и дискуссии», - говорит Эллен Блуменштайн, арт-эксперт и куратор Исландского павильона на Венецианской Биеннале в 2011 г.

Феликс Гонсалес-Торрес. Без названия. 1993


Госпожа Гоффман элегантна, скромна, с индивидуальным стилем, неподдельным чувством собственного достоинства, не высокомерна, открыта, искренна, весела и все так же влюблена в искусство, как и сорок четыре года тому назад, когда купила свое первое произведение.

«Она не только открыла коллекцию для широкой публики, но благодаря дискуссиям, творческим вечерам, а также ее инициативе Премия Национальной Галереи Молодым Художникам, является активным участником художественной сцены Берлина», - отзывается об Эрике немецкий искусствовед Сигрун Гелмич / Sigrun Hellmich.

Херманн Нитш. Отработанная распорка. 1982

 

Семейная коллекция Гоффманов включает в себя живопись, скульптуру, фотографию, видео. «Они создали одну из лучших коллекций современного искусства начиная с 1960-х годов, которая полноценно представляет каждое его десятилетие, считает Селина Тинг, куратор, специалист в области современного искусства, основатель и редактор онлайн-журнала InitiArt.

 

***

 

Меня воспитывала мама и крестные, отец погиб во Второй мировой войне. В детстве я мечтала быть красивой и мудрой, и решила посвятить свою жизнь чему-нибудь прекрасному.

Эрнесто Нетто. Паф! Паф, Паф, Пуф,Пуф, Пуф .... Пуф О река не течет. 1998

 

Когда мне было 14, мама вышла замуж. От отчима я научилась любить искусство, когда выросла - стала искусствоведом, изучив историю искусства во Фрайбурге, Вене и Бонне в 1950-х. В 1960-х я встретила Рольфа, своего будущего мужа и моя жизнь сильно изменилась, как и моя сфера деятельности.

В 1970-м году руководство компанией van Laack (фабрика мужских сорочек высочайшего качества, купленная Генрихом Гоффманом, отцом Рольфа, в 1953 году у основателя Генриха фон Лаака) перешло моему мужу. И на протяжении следующих 30 лет он руководил ею, а я до 1991-го года была дизайнером женской линии Lady van Laack (Компании Van Laack более 130 лет. За 49 лет управления ею семьей Гоффманов, текстильная фабрика, из небольшого семейного бизнеса развилась до гигантских масштабов, и сегодня бренд представлен в более чем 50 странах мира. - Прим.ред.).

Энди Уорхол. Электрический стул 11.74-83. 1971


Все эти годы, мы выводили компанию на международный рынок, расширяли ассортимент.

На самом старте своей карьеры как дизайнера, в 1968 году, я была не знакома c индустрией моды. Чтобы получить некий опыт в этом бизнесе, я открыла маленький бутик, где объединила моду, музыку, искусство и уютное кафе. Именно тогда, решив украсить в этом бутике пустующий угол, купила свое первое произведение искусства - кинетическую скульптуру Signal TS 1 (1966 – 1968) греческого художника Влассилакиса Такиса (1925 г.р.). Но вскоре городские власти сочли, что свет от инсталляции, проникающий через витрину, отвлекает водителей на проезжей части, и попросили принять меры. Эта история очень насмешила Рольфа, и было решено перевезти объект домой. Тогда мы даже не подозревали, что именно этот смешной прецендент станет отправной точкой в коллекционировании.

Иза Генцкен. Социальный Фасад(№ 2). 2002


20 лет спустя, в 2002 году мы продали компанию и получили более широкую финансовую свободу, я оставила коммерческую сферу дизайна. И, вернувшись к искусству, поняла, что это и есть мое призвание, предназначение и страсть.

Когда мы только начали собирать коллекцию, нам нравилось обсуждать с художниками их идеи. Затем мы решили покупать работы, которые воплощали эти идеи, чтобы иметь возможность продолжить интеллектуальный дискурс в стенах своего дома в любое время. Мы стремились к более глубокому пониманию современного мира.

Мы находили работы в мастерских художников, в различных «Kunsthallen» (экспериментальных выставочных площадках Германии), в галереях, на ярмарках, всякий раз отыскивая что-то неожиданное.

Герхард Рихтер. Теневое изображение. 1968


Впервые я почувствовала себя коллекционером, только когда заметила, что у нас стало гораздо больше работ, чем может поместиться на стенах.

Я никогда не рассматривала искусство как инвестицию. И до сих пор глубоко убеждена, что попытка заменить духовные ценности рыночной ценой разрушает мир искусства.

Я приобретала произведения только ради удовольствия, что бы жить рядом с ними, каждый день иметь возможность ими вдохновляться.

Хироси Сугимото. Математическая Форма 0012. 1990


В последнее время я устала от коммерциализации искусства и больше не посещаю ярмарки, за исключением Art Basel. Они напоминают мне чистилище. Я не вижу того, что мне хотелось бы приобрести, меня расстраивает само зрелище: жадные коллекционеры превращают произведение искусства в очередное материальное благо.

Некоторые работы действительно выглядят так, словно единственная цель их создания – быть моментально проданными. Мне хочется верить, что причина коллекционирования искусства все же в другом – в экзистенциальной необходимости человека выражать себя, создавать нечто большее, чем деньги.

Франсуа Морелли. Причудливая Неоновая № 4. 1997


Начинающим коллекционерам я могу посоветовать смотреть как можно больше, чтобы понять, что именно вам нравится так сильно, чтобы захотелось этим обладать. В противном случае, возможно, не стоит коллекционировать вообще.

На самом деле, коллекция может быть частной настолько, насколько того пожелает сам коллекционер. До 1989 года мы создавали коллекцию, не ориентируясь на публичность. Но когда упала Берлинская стена, почувствовали желание участвовать в формировании диалога между Восточной и Западной Германией. Решили внести свою лепту и предложили опыт, который был важным для нас, а именно опыт восприятия, анализа и обсуждения современного искусства.

По этой причине мы решили сделать нашу коллекцию доступной для людей. В 1994 г. мы отыскали бывший завод швейных машин и после реконструкции переехали на его верхние этажи.

За все эти 44 года коллекционирования я встретила много откровенно плохих художников, но также встречала гениев. И считаю, что талант не заключается в умении рисовать, он в способности мыслить иначе, свободно и независимо, уходя от стереотипов.

Брюс Науман. Сырая война. 1970


Независимое мышление развивается не только, когда создаешь, но когда смотришь на современное искусство. Ведь не существует никаких правил, никаких критериев оценки – только свобода, а также необходимость самостоятельного поиска и составления собственного мнения.

Например, мои гиды ничего вам не скажут о коллекции, до того как вы их не спросите что-то конкретное. Можно всегда положиться на консультанта, но если вы действительно заинтересованы в развитии своих когнитивных способностей – современное искусство очень помогает. Вообще cтоит начать с детей – не забивая их чистое сознание ненужной информацией, позволить им иметь свой взгляд на вещи, дать возможность проявлять свои мысли и формировать свой собственный вкус.

 

***

 

«Коллекция Эрики Гоффман является одной из лучших достопримечательностей Берлина, - говорит Дэвид Эллиотт, писатель, историк искусства, куратор, в том числе и киевской биеннале современного искусство ARSENALE 2012, - и это не только пространство бывшего промышленного здания в Митте, которое красиво спроектировано и лаконично обустроено. Собранные произведения выражают открытый и широкий взгляд на мир, впечатляющую глубину персонального видения и чувства.

Экспозиция, которая представлена сейчас, затрагивает темы телесности, сексуальности, межличностных отношений и включает в себя работы с 1960-х по сегодняшний день. Она кажется сложной для восприятия, порой шокирующей, но первостепенно все же жизнеутверждающей. Это тот опыт, который вызывает у зрителя сопереживание и убеждает его в необходимости искусства».